- Как возник стиль и кто его основоположник?
- «Tribal» в переводе с английского означает «племенной, принадлежащий какому-либо племени. Сначало Джамила Салимпур и Bal Anat стали использовать в своих фольклорных танцах элементы племенных шоу и атрибутики, которые Джамила наблюдала у представителей Марокко, Алжира, Турции, Египта, Сирии и Ливана, танцевавших в США. Джамила показала американцам племенные, народные групповые танцы со своей спецификой движений, татуировками и костюмами. Она не называла свой стиль трайблом, обозначая его просто как танец живота, но танец создавал ощущение племени, а «племя» звучит на английском именно как «tribe». Впоследствии техника была подхвачена ее ученицей Машей Арчер. Но только преемница Маши Арчер, Каролина Нериккио обозначила этот стиль как Tribal и создала American Tribal Style таким, каким он остается и сегодня, с уникальной и четко выстроенной системой импровизации, движениями и переходами. Tribal Fusion (Трайбл Фьюжн) - это более современная форма танца, которая произошла от Americal Tribal Style. Трайбл - это эклектика, он не похож ни на что другое и в то же время сочетает в себе множество разных направлений. Сейчас во всем мире он пользуется большой популярностью. Каждая нация может привнести в него что- то свое, стиль это допускает, и в этом его прелесть!
- Как развивается направление в Казахстане?
- В Казахстане трайбл появился примерно три года назад. В Алматы на сегодняшний день существуют всего две студии, обучающие трайблу. Есть еще хорошие студии в Рудном, замечательные трайбл-танцовщицы в Усть-Каменогорске и очень сильная школа в Астане, встерчаются отдельные исполнители трайбла в других городах, например в Экибастузе. К сожалению, совсем не многие в Казахстане имеют минимальное представление, что такое трайбл. Но мы видим интерес публики, и я сделаю все, чтобы направление стало популярным и у нас! Будем больше выступать, в том числе в клубах, на вечеринках, будем работать над собой, ставить что- то новое и необычное. Например, я хотела бы максимально отойти от востока, больше постановок сделать под альтернативную музыку и попробовать поставить номер под композицию группы «Улытау», которая мне нравится.
- Расскажи о своем личном опыте в трайбле.
- Я с детства мечтала танцевать! Занималась в свое время всем понемногу: и художественной гимнастикой, и современными танцами. Отучилась два года в хореографическом училище, но сломала ключицу и не смогла продолжать обучение… Моя мама увлекается восточным танцем. Я ее поддерживаю, это конечно красивое и завораживающее зрелище, но мне не нравится сама атмосфера беллиденса. Мне хотелось видеть больше гордости, независимости в танце. Однажды, увидев выступление Рейчел Брайс, я сразу поняла: вот это мое! В общей сложности я занимаюсь этим направлением два с половиной года, занимаюсь у Рахман Амины, посетила мастер-классы Шерекайте Ольги и российских мастеров (Полины Шандариной, Екатерины Коноваловой, Светланы Дворецкой), а так же мировых звезд трайбла (Эми Сиджл УНМАТА, Сэнди и Вэнди из Fat Chance Belly Dance, Шерон Кихары, Тьярды ван Стратен).
- У тебя есть какая- то методика преподавания?
- Свою студию я открыла только два месяца назад, точнее, девочки меня попросили вести их, я взялась. Сейчас у нас занимается восемь человек, но после летних каникул будет больше. Мой принцип преподавания заключается в индивидуальном подходе к каждому. Не бывает одинаковых людей, и если у кого-то что-то не получается, я буду подходить снова и снова. Кто-то схватывает быстро, кому-то дается сложнее, но научить можно каждого! Я очень тщательно подхожу и к вопросу выбора зала. Не хочется, чтобы девочки занимались в плохих условиях, чтобы пот заливал им глаза из-за отсутствия кондиционеров в плохо вентилируемых, душных помещениях и теснились в маленьких раздевалках без душа! Пусть аренда нашего зала дороговата, зато там созданы все необходимые условия для комфортных занятий, даже есть небольшая бесплатная сауна и массажный кабинет. Важно, чтобы танцовщицы выходили с тренировок с чувством подъема и радости, а не обессиленные и изможденные.
- А кто шьет вам костюмы для выступлений?
- Часть костюмов шила я сама. Мама с детства научила меня шить, вот эти навыки и пригодились. Кто из наших девочек не умеет шить, заказывают в ателье. Кто на что горазд, в общем! В последнее время практикуем заказы в интернет-магазинах. В наших костюмах много ручной работы, пояса и другие элементы расшиваются, в основном, каждой танцовщицей самостоятельно. Это сложный и трудоемкий процесс, но такая свобода для творчества! Каждый костюм становится эксклюзивным и любимым.
- Чем трайбл отличается от танца живота?
- Беллидэнс - это египетская техника: вытянутость вверх, легкость, кокетство, соблазнение. Трайбл - полная противоположность. Это танец женской силы и независимости, в котором внимание уделяется совершенно иной технике и эстетике движений. Принципиальное отличие заключается в том, что в трайбле действует принцип мышечной изоляции. Если работают мышцы живота, например, то остальное остается статичным. Больше всего в трайбле задействованы руки, поясница, косые мышцы живота. Это только на первый взгляд кажется, что трайбл легко исполнять. На самом же деле это большая нагрузка, которая требует хорошей физической подготовки. Девушки стройнеют после наших занятий! Очень хорошо выпрямляется осанка, подтягивается живот, бедра приобретают изящные очертания, фигура становится более женственной. И конечно, трайбл отличается от беллиденса своими знаменитыми техниками коллективной импровизации.
- Говорят, есть так называемые ключи для импровизации?
- Да, это American Tribal Style (ATS), международная система, разбитая на семь уровней. На каждое движение есть свой ключ, это могут быть взгляды, повороты головы, повороты корпуса… Этакий международный язык, которым мы можем общаться безмолвно с представителями трайбл направления любой страны. Когда идет коллективная импровизация на сцене, важно, чтобы коллектив был очень сплоченным, чтобы танцовщицы понимали друг друга с полувзгляда. Я люблю шокировать своих девочек, вспоминая во время импровизации давно забытые ими связки и комбинации (смеется). Это хороший тренинг держать в голове все когда- либо выученное.
- Существуют ли какие- нибудь мифы о трайбл исполнительницах?
- Множество! Самые распространенные из них, например, что исполнительница трайбла должна быть «дама в теле». Это абсолютно не так, трайбл свободный стиль, его могут танцевать как худенькие, так и девушки в теле, просто для каждой будет разрабатываться свой комплекс движений, способный представить фигуру с привлекательной стороны. Еще говорят, что танцовщицы трайбла должны быть пирсингованно- татуированными неформалками. Тоже ерунда, это совершенно непринципиально. Скорее, неформальные люди часто выбирают этот стиль, нежели сам стиль диктует здесь свои правила. Много готесс предпочитают именно трайбл. Возможно, фильм «Королева проклятых» сыграл здесь свою роль. Еще говорят, что танцевать трайбл надо непременно с мрачным видом и надменным выражением лица. Да, взгляд может быть немного свысока, но все определяется музыкой и настроением танца, улыбаться тоже нужно! Это вообще очень интересная тема – смена выражений лица в танце, я даже думаю пойти на курсы актерского мастерства, чтобы подробнее изучить это дело. Выражение лица многое меняет, нельзя его недооценивать!
- Есть ли ограничения в возрасте для желающих обучаться стилю трайбл?
- Возрастных ограничений нет, трайбл можно танцевать в любом возрасте. Но мое личное мнение, совсем у неоформившихся девочек, трайбл выходит немного неполноценным. Основной возраст девушек в нашей студии до тридцати. Очень хотелось бы поработать со взрослыми женщинами, они умеют получать кайф от танца! (улыбается) Но, к сожалению, наше общество воспитало во многих женщинах комплексы и неуверенность. Это очень зря, основательнице трайбла, Каролине, в районе пятидесяти и она великолепна! Регулярная физическая нагрузка и позитивный настрой помогают женщине сохранить свое здоровье, хорошее самочувствие и привлекательность в любом возрасте.
- Сколько времени без перерыва лично ты можешь исполнять трайбл?
- Пока мой личный рекорд составил 15 минут без остановки. Думаю, я могу и больше, надо, кстати, попробовать испытать себя «на прочность»! (улыбается). Предполагаю, максимум составит полчаса. Потом я упаду и умру (смеется). Если серьезно, то основная сложность заключается в том, что костюмы очень тяжелые и в них жарко. Представьте себе, костюм для ATS составляют: шаровары, две широкие юбки, пояс расшитый различными украшениями, набедренные платки, чоли и традиционно украшенный монетами лиф. В довершение картины на руках массивные браслеты, на шее – ожерелье, в прическе цветы и нарядные металлические шпильки… Выглядит великолепно, но после долгого выступления устает абсолютно все. Помогает то, что быстрая часть в трайбле чередуется с более медленной, и можно сделать передышку. А то, что трайбл - танец для ленивых, простой в исполнении, еще один миф об этом направлении. Но все это стоит того, трайбл - это мой образ жизни, радость, стремление и способ самореализации. Просто попробуйте и вы поймете все сами!
Автор - Марина Давыденко
Фото предоставлены автором
Специально для art-dance.kz