Впрочем, намерения состязаться с легендарным американо-ирландским танцором, хореографом Майклом Флэтли у него нет. Подняться над самим собой, создать нечто более совершенное, грандиозное - вот желание артиста. О новой своей творческой высоте - международном казахстанско-американском проекте “New Swan Lake” Дамир Туребеков говорит с оптимизмом и даже пафосно.
- Человек должен все время двигаться вперед, не стоять на месте. Я знаю, что в одну и ту же реку два раза войти нельзя. Ирландское шоу в 2000 году - это был взрыв. Сейчас об этом зрелище говорят: “Это круто”. И все. Нет удивления.
- Раз уж вы припомнили пословицу про реку, не значит ли это, что десять лет, связанных с “Алтын батыром”, в прошлом? Вот и сам бренд уже не ваш. Не обидно?
- Это мои ученики. Ребята молодцы, они собрались, они хотят выступать. Я считаю, что они все правильно делают, раз есть желание добиваться успеха. Что касается названия, то я не разрешал его брать, но если они так решили, то пусть. Я сейчас живу совершенно другими проектами. Но на их месте подумал бы над другим названием, чтобы удивить публику, сказать свое слово. Годик-другой лучше поработать, чтобы потом сказать: да, это мы сделали сами. Успех всегда приходит за чем-то новым. Тем не менее, желаю им успеха.
- Трудолюбие для вас более значимо, чем талант?
- Есть много талантливых учеников, но не трудолюбивых. А есть люди, в которых немного таланта, но они очень много трудятся, чтобы у них что-то получилось. Трудолюбие и талант - это вещи, которые необходимы каждому человеку. В них залог успеха.
- Вам-то трудолюбия не занимать. Кстати, в 2004 году вы отбивали 20 ударов в секунду, а сейчас, спустя семь лет?
- Примерно так же. Если нужен рекорд, я выбью 28. Может быть, для кого-то важно знать, сколько он отбивает в секунду, например, как Флэтли. (Флэтли в секунду отбивал 35 ударов. - Авт.). Я считаю, что любой артист должен вначале своего пути на кого-то равняться. Но сначала идет копирование, а потом уже вырабатывается свой стиль. Для меня Флэтли был учебником. Мне было интересно понять, как он это делает. Как у него в голове появляется танец? Было важно не научиться, как он танцует, а понять смысл танца, понять, откуда у него рождаются такие потрясающие номера. Я верил, если он что-то придумал, значит, я тоже могу придумать. Майкл Флэтли для меня еще и учебник по воспитанию характера. Я искал ключ к освоению этого ремесла, к продолжению его программ. Любой творческий человек должен задумываться не над тем, как повторить совершенное, но над тем, как это сделано. И потом создать свое.
- Итак, пример Флэтли вас вдохновил?
- Я окончил хореографическое училище в Алматы. База балетной школы помогла мне понять, как работает Майкл Флэтли. У меня были видеокассеты. В замедленном просмотре я следил за тем, как движется нога, слушал, сколько ударов пробито.
Создать свою степ-группу, поставить ирландское шоу было мечтой. Но мне говорили, что сделать такое шоу в Караганде все равно что снять фильм “Титаник” в ванной. Шансы были нулевые.
- Нужны были сподвижники и поддержка?
- Надо было собрать людей, обучиться самому и научить других танцевать именно так, как я этого хотел. Главным человеком, который мне полностью помог после ухода из театра, дал название “Алтын батыр” и полную поддержку, был Ян Александрович Сергунин, и я всегда буду благодарен ему за все. В тот период меня поддержала Рымбала Кенжебалиевна Омарбекова, она мне очень помогла, понимала мои идеи.
- Ваши поклонники помнят, что начиналось все здесь, в Караганде…
- Да, на сцене Театра музыкальной комедии, когда родилась идея поставить спектакль “История Кармен” в стиле степ-фламенко. И это у нас получилось. А потом Флэтли делает это невероятное шоу “Riverdance”. Когда я его увидел, мне, как заправскому альпинисту, захотелось взять эту новую вершину. И понеслось. Семь лет мы с группой готовили проект “Лебединого озера” в чечетке. Мы показали зрителю только первый акт балета. И он имел большой успех.
- Кстати, почему именно “Лебединое озеро”, а не “Спартак”, “Кармен”, к примеру?
- “Кармен” уже все отстучали. “Кармен” - это сапатэадо и это фламенко. В балете же не стучат. Балет - это тихо. На спектаклях люди даже боятся чихнуть, чтобы весь зал не услышал. Новизна моего проекта “Новое Лебединое озеро” состоит в том, что еще никто не ставил это произведение под степ. Выбор определила музыка Чайковского. Я не знаю более красивой музыки.
- Вернемся из дней минувших в день сегодняшний. Та же версия “Лебединого озера”, но в американском формате?
- Это будет спектакль, в котором я хочу соединить степ с классическим танцем, и сейчас работаю над новым проектом степ-балета “Щелкунчик”. Ищу рисунок танца, новые особенные движения.
- Собираете новую команду?
- Кастинг будет проходить в США. Но мне бы хотелось, чтобы со мной поехало несколько человек, подготовленных мною здесь.
Думаю, в Калифорнию, где запускается проект, приедет много гениальных танцовщиков. Но никто из них степ в балете не танцевал. Они будут начинать с нуля.
А у моих ребят окажется преимущество. Гарантий на Голливуд дать не могу, критерии очень жесткие, но талантливые и дисциплинированные имеют шанс войти в команду проекта.
- И когда реализуется ваш проект?
- Точно сказать не могу, может быть, к концу года. Сейчас важно сработать командой, что мы и будем делать в Калифорнии.
- Что делать нам?
- Ждать премьеры. Я точно уже могу сказать, что первым, кто увидит “Новое Лебединое озеро”, будет карагандинский зритель. Это было моим условием.
- Дамир, вспомните свое самое первое выступление. Что вы чувствовали?
- Это было на сцене ДКГ Караганды. Я помню, что когда после выступления зашел за кулисы, то с трудом мог стоять. У меня от волнения и от нагрузки дрожали ноги.
Что ж, как ни крути, но знаменитые ноги и неудержимый оптимизм вновь сыграли не последнюю, а главную роль в жизни нашего земляка. Удачи ему!
Автор: Юлия Акиньшина
Источник: Областная газета «Индустриальная Караганда»