Как я пришли в профессию...
Очень просто. Семь лет назад я приехала из Хабаровска в Москву обучаться на курсах инструкторов по аэробике в центре «Word Class». Приняла участие в конкурсе на лучшего инструктора, заняла второе место. После этого мне предложили окончательно переехать в Москву и работать в «Word Class»’е. Но я так и не стала инструктором в этой организации, меня то брали, то не брали, откладывали окончательный ответ. Но сами понимаете, нужно на что-то жить, где-то зарабатывать. Я обратила внимание на клуб «Планета Фитнесс» , он просто находился рядом с домом подруги, у которой я жила. Сходила туда, как клиентка, случайно попала на занятие к международному презентеру, меня заметила менеджер клуба… Она оставила мне контакты исполняющего директора клуба Марианны Мартынниковой, которой я позвонила на следующий же день. Встретились, понравились друг другу, я начала работать. Шесть лет я работала в абсолютно разных сферах: тренажерный зал, аэробика, имитация велогонки. Мне было интересно проявить себя везде, попробовать все, что было недоступно на родине. Позже я встретила любовь, вышла замуж… И стала постепенно отходить от фитнесса. Стали проявлять себя старые травмы, я ведь долгое время была в большом спорте: я восемь лет занималась легкой атлетикой, шесть лет - восточными единоборствами, кик-боксингом. За это время успела серьезно травмировать позвоночник и колени. Вообще-то, я планировала заняться танцами серьезно, я начала танцевать около шести лет назад, но старые травмы тянули меня назад. Я уже не молоденькая девочка, когда можно плюнуть на все и лечь на операцию ради любимого дела. Мне уже 30 лет, и я понимала, что профессиональным танцором мне не стать. Поэтому я, как уже говорила, оставила фитнесс, а танцами стала заниматься как неким хобби. Меня к ним всегда влекло. Занимаясь танцами, я дарю энергию и получаю ее взамен. Сейчас я работаю в таком…любительском режиме… Использую свой большой педагогический опыт…
Где?
В «Model-357», в «Дункане», в «Планете Фитнесс». Все в минимальном количестве, потому что мое колено не справляется с большими нагрузками. Не могу особо выделить какую-то одну школу, везде можно самовыразиться, тем более что ребята в моих группах все – с горящими глазами, желанием учиться. Единственный минус для меня – маленькое помещение, в «Model», например. У меня очень амплитудная хореография, и это некоторым образом сковывает движения.
А что в профессиональных планах?
Профессиональные планы с нынешней профессией не связаны! Я планирую стать знаменитым дизайнером спортивной и пляжной одежды, коктейльных платьев. Мне ведь интересны очень многие сферы жизни, и совсем не пугает перспектива начинать что-то с нуля. Два года назад я начала учить итальянский язык. Просто так, абсолютно без повода, для себя. А теперь, когда я загорелась новой идеей, у меня есть возможность поехать в Милан обучаться в колледже по дизайну одежды.
А как же танцевальная, клубная одежда? Ведь вы связаны с этим непосредственно…
Нет, меня интересует именно свободный спортивный стиль. Лично для меня в одежде главное удобство, чем меньше украшений, тем лучше. Модный сейчас гламур, на мой взгляд, уместен при дорогом парфюме, с бокалом дорого шампанского и так далее. То есть не в повседневной жизни.
Что это за стиль, ragga jam? И почему вы отдаете предпочтение именно ему?
Я не могу сказать, что отдаю предпочтение конкретно этому стилю, просто свой танцевальный путь я начала с него. Несколько лет назад я приехала на конвенцию в Италию и услышала необычную музыку – в России никогда такую не слышала. А потом я увидела танцовщицу, ставшую впоследствии моим кумиром. Эта известная Лаура, у которой в Париже есть собственная школа танцев. Она танцевала именно раггу, причем с заразительной энергетикой. Я стала покупать обучающие этому стилю кассеты, ездила за Лаурой по Европе, подражая ей, училась танцевать. Я не вижу ничего плохого в подражании какому-то танцору. Если взять за образец хорошего профессионала, можно многому научиться. Сейчас все равно все мои навыки вылились в индивидуальный стиль. Я слышу музыку и начинаю смешивать все знакомые мне стили: рок, хаус, r’n’b. Можно сказать, я танцую фристайл.
А что вы можете подсказать тем, кто хочет остановиться именно на рагга? Как отличить этот стиль от самодеятельности, которую преподают непрофессионалы?
На первый взгляд, рагга - это очень легкая хореография. Смотришь и думаешь: чего тут такого? Я могу точно так же двигаться! Но повторить такую хореографию довольно тяжело без тренировок. Нужно обладать большой пластикой, к тому же все действие происходит на полусогнутых ногах, на уровень ниже обычного танца. А это большая нагрузка. Из-за максимальной посадки и максимального напряжения ног легкая хореография становится сложновыполнимой. К тому же весь стиль довольно динамичный. Чем-то это похоже на r’n’b, но более жестко и агрессивно. Музыку этого стиля не надо путать с регги! Она, наоборот, не располагает к расслаблению: динамичный бит, речитатив. Я бы сравнила рагга с животным стилем, он не располагает к расслаблению, во время танца все мышцы напряжены, ярко выражена мимика, четкие движения. В этом стиле есть что-то обезьянье. Но, на мой взгляд, для того, чтобы с уверенностью сказать «я танцую ragga jam», нужно минимум на год поехать в Париж в школу Лауры, учиться у нее. Пока я не видела танцора лучше этой женщины.
Вы ходите по клубам?
В последнее время очень редко. Там меня что-то отталкивает. Я сравниваю нашу клубную культуру с европейской. Результаты сравнения не в нашу пользу. На европейских вечеринках каждый человек настроен позитивно, он общителен, улыбается тебе… Атмосфера не напрягает. А в наших клубах нет позитива, нет обмена энергией, чувствуется какая-то надменность.
Какую музыку предпочитаете?
Я поклонница хаус-движения. В r’n’b клубах меня немного напрягает атмосфера, хотя, может, мне просто не повезло… А вообще, я больше люблю преподавать, в этом случае от танцев получаешь больше энергии.
Как оцениваете танцевальный уровень современной молодежи?
На сегодняшний день - выше среднего. Смотрела российский проект «Звезда танцпола», первую часть. Хорошие ребята, опровергли мнение, что первый блин всегда комом. Хотя победителем, на мой взгляд, должен был оказаться другой человек – парень Хоттабыч. А насчет уровня молодежи вообще… Все зависит от индивидуальных качеств. Ходя по клубам, можно самостоятельно научиться хорошо танцевать за достаточно короткое время. Главное – большое желание. Начинающему танцору нужно постоянно репетировать перед зеркалом, стараться копировать различных преподавателей. Пробовать себя в различных стилях и в различных школах. Ведь для создания своего стиля, настроения нужно испробовать многое: латину, хип-хоп…
Отсюда вытекает вопрос об уровне преподавания…
Мне сложно оценить, я ведь сама не считаю себя профессионалом. Я бы пожелала нашим хореографам и преподавателям быть более позитивными, раскрываться, дарить больше энергии. Не вести уроки по принципу «Посмотрите, как я могу!», а делать все вместе с учениками. Ведь на самом деле не важно, что ты делаешь, а важно, как ты это преподносишь, с какой самоотдачей.
Вы говорите, что не считаете себя профессионалом… А как же многочисленные конкурсы, международные соревнования?
Не такие уж и многочисленные. Помимо конкурса в «World Class», я участвовала в конкурсе между фитнесс-клубами, где принимала участие «Планета Фитнесс»…. Но это все на дружеском уровне, в серьезных соревнованиях наподобие «Звезды Танцпола» я не участвовала. Очень часто презентовала различные фитнесс-направления в Европе на конференциях, посвященных фитнессу. Выходишь на сцену, перед тобой около пятисот человек, ты показываешь им, что ты можешь, как ты можешь, зажигаешь их… Вот так я могу, у меня много опыта такого общения. Но это снова педагогические навыки.
Вообще накладно учиться танцевать?
Не думаю… Нужно просто побольше времени потратить на поиски школы. Очень много существует подпольных мест, где классно преподают. И не надо обращать внимание на многочисленные титулы преподавателя. Могут написать что угодно о якобы «великом хореографе», а на деле от него ничему не научишься. А можно уйти с улыбкой на лице от простого человека, который по каким-то причинам не хочет светиться и выставлять свое умение напоказ. Если есть цель чему-то научиться, то нужно ее достигать, искать пути, варианты для себя.
Прочите судьбу профессиональных танцоров вашим будущим детям?
Если я увижу у своего ребенка способности (а я смогу объективно оценить), то я приложу все усилия, чтобы он сделал танцевальную карьеру, но только не в России! На сегодняшний день в нашей стране недооценивают работу хореографов и танцоров. Это адский труд, это безумно сложно, тем не менее, этот труд слишком мало оплачивается у нас.
В перспективе видите изменения?
Скорее нет, чем да… но очень хочу ошибаться. Хочется верить, что увлекающиеся танцами люди будут заниматься этим не только из-за своего фанатизма, но и из-за прибыли. Сейчас танцами реально трудно заработать себе не только на хлеб, но и на приятную жизнь.
Источник: iDance, интервьюер: Алина
Фото: предоставлены Валентиной Селивановой