Танец, таким образом, выполняет космическую функцию, устанавливая связь между небом и землей, и воплощает вселенскую гармонию. Наиболее полной иллюстрацией этого символа является индусский бог Шива, космический танцор, чьи движения пробуждают спящие энергии, которые творят форму этого мира.
Танцующий Шива
Божественные деяния символизируют ритуальные индусские танцы, которые имитируют битвы титанов и олицетворяют действие тайных и оккультных сил. Танцы эти построены на символических жестах и движениях – знаменитых
мудрах. Любой поворот и наклон головы, движение каждого пальца имеют собственный глубокий и скрытый смысл.
Мудра Шивы
Также связаны с традициями и космогонией японские священные танцы:
отом-май – танец девушек,
гозечино-май – танец пяти движений, исполненный впервые ангелом женского пола, сошедшим с неба,
шиши-май, танец льва или дракона, который охотится за злом,
танец в красных юбках и т.д. Все они представляют эпизоды японской космогонии, их цель заключается в умиротворении, утешении и увеселении Ками.
В эпоху средневековья «космическая» идея воплощалась
танцем двенадцати каноников (символизирующих 12 знаков зодиака, который исполнялся в день Пасхи вокруг дороги, ведущей в храм Осера.
Танец этот олицетворял движение небесных сфер вокруг священного города. В те времена даже народные танцы подражали движению планет: хоровод, кароль и т.д.
В Древнем Китае танец связывался с символикой чисел и предназначался для
упорядочения мира: лидер должен был
танцевать легко и непринужденно, чтобы способствовать оплодотворению природы и росту жизненных сил.Танец ассоциировался с экстатическим
опьянением: танцевали
без передышки в бесконечном круговороте, чтобы эмоционально подготовить себя к состоянию экстаза во время пиршества в честь предков.
Танцевальные движения являлись составной частью даосских религиозных обрядов, ибо даже
Святые, которые проникли в суть самых больших тайн, не перестают подпрыгивать на манер воробьев, похлопывая себя при этом по ягодицам.
Мольба и зов, священный танец может быть и
возгласом радости (танец Давида перед ковчегом); он прежде всего есть стремление к
освобождению через экстаз, попытка идентификации с Единым.
Дионисийские и
вакханальные танцы прославляют культ Диониса (Бахуса), связанный с водой – изначальным источником всех растительных соков; они были, кроме всего прочего, гимном жизни и радости.
Танец-мольба – составная часть культов Солнца и Земли – воплощал в некоторых ритуальных церемониях насущные нужды людей. Таков «танец-молитва-индейца-встречающего-Солнце» племени сиу, исполняемый вокруг Шепчущего (Священного – пр. ред.) дерева – символа оси мира, выступающий своего рода
способом обращения с пожеланиями к Великому Духу, или танец ацтеков вокруг столба, олицетворяющий четыре стороны света и цикл обрядового календаря, равный 52 годам.
Танцоры располагаются кругом, что напоминает магические искупительные танцы аборигенов Австралии, Южной Африки и папуасов.
Все эти танцы являются ритуальным повторением временного цикла и движения вокруг оси мира.
Танцующий индеец
Приснившийся танцор указывает на слишком интровертивное поведение и необходимость принять участие в незримом и головокружительном цикле жизни… Партнер на балу – не что иное, как проявление в нас противоположного начала (мужского или женского).
Источник: «Словарь символов», издательство «Урал Л.Т.Д.», 1999, 2000
Перевод: с французского Станислава Каюмова, Илоны Устьянцевой
Фото: fog.ccsf.edu, www.yogadventures.com , www.javieralarcon.com
Источник: iDance