Автор статьи Fabio Boschetti - известный австралийский танцор сальсы и профессиональный математик.
Как я могу быть творцом в своем танце? Как у СуперМарио получаются его невероятные движения? Изобрел ли Эдди Торрес нью-йоркский стиль? Что такое стиль? Кто создает стиль? Что такое – быть творцом?
На эти вопросы нет объективных ответов. Все ответы на них так или иначе определяются нашими субъективными взглядами на жанр творческого выражения, который мы называем танцем, тем, что нам нравится и тем, что мы в первую очередь подразумеваем под каким-то конкретным стилем. Но, тем не менее, мы можем говорить здравые вещи о сути проблемы и делать творческий процесс все более прозрачным и, вероятно, простым. Ниже изложены некоторые мои мысли, которые в значительной мере опираются на мой прошлый опыт в математических науках. Я уверен, что все эти мысли уже неоднократно высказывались и потому не претендую на оригинальность.
В танцевальном сообществе я постоянно сталкиваюсь с широко распространенным мнением, будто творчество – это процесс, который предполагает уничтожение правил и традиций и что танцы творческих личностей всегда находятся за гранью любых ожиданий. Я считаю, что это мнение неверно или, по меньшей мере, неполно – поэтому я взял на себя труд написания этой статьи.
Когда я имею дело с сальсой, я люблю смотреть на вещи с двух противоположных точек зрения. С одной стороны, я интересуюсь тем, что делает сальсу уникальной, отличной от других танцев или физических практик. С другой стороны, всегда необходимо признавать, что любая человеческая деятельность обладает некими чертами, благодаря которым она сходна с другой человеческой деятельностью. Чтобы лучше понимать сальсу, необходимо смотреть на нее с двух точек зрения. Поскольку я хорошо знаю сальсу, пусть она будет примером; когда вы – на занятии, важно сосредоточиться на том, что отличает сальсу от других танцев (базовые степы, движения, стилизация и т.п.). Но, выходя из класса, важно помнить: что бы вы ни выучили (будь то математика, йога или карате), процесс обучения всегда один – вам нужны регулярные занятия, увлеченность делом, преданность ему и т.п.
Также с двух точек зрения нужно оценивать стиль и творчество. Я упоминаю стиль и творчество вместе, потому что считаю, что они неразрывно и тесно связаны.
Предположим, Ромео и Джульетта из «SalsaRomantica» принимают участие в соревновании. Среди судейских критериев их выступления - такой как «творчество и оригинальность». В жюри – Эдди Торрес, «изобретший» нью-йоркский стиль, и Эдди из «SalsaFreak», известная своими межстилевыми экспериментами и танцами на самом краю сальсы. Ромео и Джульетта должны станцевать серию оригинальных, новых комбинаций (шайнсов, украшений, чего угодно). Как им это сделать?
Один способ (наверное, самый распространенный) – начать танцевать и в процессе танца исполнить какие-нибудь штуковины: эдакий вид бессознательного творчества. Другой способ – сесть и подумать над хореографией, составить список идей и реализовать их в тренировках и затем на танцполе («сознательное» творчество). Разница в этих подходах – та же, что и разница в сочинительской работе джазмена и музыканта классики.
Какой бы способ ни предпочли Ромео и Джульетта, им придется решить две задачи:
1) задача новаторства,
2) задача соответствия стилю танца, т.е. исполнение того, что не выглядит слишком уж ненормальным и не выходит за рамки сальсы.
Здесь позвольте мне не вдаваться в проблему определения сальсы как стиля танца. Предположим, что Эдди Торрес сам способен отличить сальсу от того, что ей не является. Задача 1 подразумевает исследование новых горизонтов: движений, комбинаций, возможностей. Задача 2 подразумевает необходимость придерживаться некоторых ограничений в выступлении (например, если Ромео желает исполнить степ из танго, жюри может задаться вопросом: а сальса ли это?) Именно здесь понятие стиля и понятие творчества неизбежно сталкиваются. Творчество – это не просто исследование, это исследование в рамках контекста; это шаг за границы, но не скачок, презревающий пространство. Должна существовать некая связь между крушением старых правил и установлением новых. Таким образом, созидающий танцор следует одним из путей:
1) создает новое, придерживаясь определенных рамок,
2) решительно ломает все правила, но переопределяет стиль танца.
В обоих случаях присутствует факт передвижения границ стиля (чтобы передвинуть границы, не обязательно их расширять).
Но существует еще кое-что. Будет результат принят или нет, чаще всего зависит от того, примет ли «публика» новые границы. Если не примет, то новаторская идея будет расценена как творческое заблуждение, творческая слабость, совершенно новый стиль или просто что-то неинтересное. Творчество, стиль и социальные взгляды неизбежно связаны.
Приведу несколько примеров. Вернемся в середину девяностых годов прошлого века, к «олдскульному» танцу Ромео и Джульетты – к колумбийской сальсе (в которой нет CBL - cross body lead, смена положений). Они изобретают новый поворот, он соответствует колумбийскому стилю, работа сделана. Но это не интересно. Предположим, что они изобретают CBL. Это дает целый ряд вариантов движения и мы видим, что Ромео и Джульетта своим изобретением расширяют границы колумбийской сальсы. Теперь предположим, что они всегда решают начинать и заканчивать движение CBL и всегда танцевать по линии. Теперь мы можем сказать, что они «изобретают» новый стиль, в котором CBL – фундамент, база. Первый их шаг – добавление элемента (CBL), второй – добавление границы (всегда исполнять CBL). Конечно, ситуация не обязательно должна разворачиваться именно так, но этот пример демонстрирует нам, что творить – это столько же изобретать, сколько и определять (в значении «задавать пределы»).
Весь процесс можно формализовать и таким образом сделать яснее. Метод заимствован у математики, где он причудливо назван «пространством конфигураций». Зачастую причудливые названия скрывают простые идеи. В этом случае идея невероятно проста и очень полезна. Приведу еще один пример. Допустим, вы стали свидетелем ограбления, сидите в полицейском участке и пытаетесь составить фоторобот. Вам дают определенное количество папок. В одной папке – карточки с формами глаз, в другой – карточки с цветами глаз, в третьей – носы, в четвертой – рты, в пятой – прически и так далее. Чтобы получился фоторобот, вам нужно выбрать из каждой папки что-то одно и сложить все карточки так, чтобы получилось лицо преступника. «Пространство конфигураций» - это совокупность всех лиц, которые вы можете составить, забавляясь с папками. Сколько может быть этих лиц? Миллиарды. Поэтому люди внешне так непохожи друг на друга. Все ли составленные вами лица будут реалистичны? Нет. Красные волосы, голубые глаза азиата, типично европейский нос и черная кожа, формирующие лицо – это нонсенс. Генетика накладывает на лица ограничения. Что еще важнее, мы знаем, что голубые глаза – это по большей части европейская черта, а очень темные, прямые волосы, как правило, сочетаются с карим цветом глаз. Существуют различные «стили» лиц, и разница в этих «стилях» определяется разными расовыми корнями.
Теперь соотнесем то, что я описал, с творческими стараниями Ромео и Джульетты. Допустим, у них есть определенное количество папок. В одной папке – различные варианты исполнения поворота направо, в другой – варианты CBL, в третьей – шайнсы. Новая фигура Ромео и Джульетты – это последовательность выборов карточек из существующих папок. В отличие от папок для фоторобота, папки сальсы подразумевают возможность более одного выбора из одной папки (тройной поворот) и возможность вообще отказаться от папки (отсутствие шайнсов). В этом заключается отличие сальсы от примера с фотороботом: у преступника не может быть лица с двумя носами или безо рта. Сколько фигур могут составить Ромео и Джульетта? Миллиарды. Все ли составленные фигуры будут отнесены к сальсе? Нет. Есть два ограничения. Одно – физическое: определенные движения и переходы физически невыполнимы. Второе – стилевое: пассаж из танго не примут за сальсу; фигуру с бесконечной серией CBL сочтут скучной и тоже не примут. Также известно, что CBL чаще всего исполняются с многократными поворотами, а Enchufle – с Dile Que No… Таким образом, существуют различные стили сальсы, как существуют и различные расовые «стили» лиц.
Итак, как же тогда Ромео и Джульетта могут творить новое? По-разному.
1) Наиболее очевидный способ. Они выступают с новаторской комбинацией карточек, взятых из папок. Это может выглядеть мило, но расценивается как некая низшая ступень творчества, поскольку существует оно в рамках того, что нам уже знакомо. Это «просто еще одно движение». Поскольку в папках находится одна только сальса, как ни перемешивай карточки, их выбор все равно в итоге даст сальсу. Никто не удивится, не расстроится, не будет шокирован этой новой последовательностью.
2) Этот уровень - повыше. Ромео и Джульетта могут показать миру новую карточку. Например, новый вариант исполнения поворота. Теперь в папке на одну карточку больше. Возможно, это кажется просто вариацией способа номер один, но на деле действует гораздо эффективнее, чем первый способ. Добавляя новую карточку во все возможные комбинации, можно создать миллионы новых фигур… неплохо, да? И все же мы по-прежнему остаемся в рамках стиля. Так что снова – никаких особых сюрпризов.
3) Уровень еще выше. Можно создать новую папку. Например, изобрести папку «Сopa». Новая папка содержит несколько карточек (различных копа), которые, будучи использованы вкупе со всеми существующими комбинациями, производят уже триллионы новых движений. А это существенно расширяет границы стиля. В зависимости от характера папки, она может быть принята как новый стиль сальсы или даже новый стиль танца, а может быть признана относящейся к уже существующему стилю.
4) Точно так же мы можем удалить несколько карточек из папки или целую папку. Это не даст нам новых комбинаций, но может дать новый, легко узнаваемый стиль, в котором меньше движений, но больше определенности. Например, Франки Мартинез не делает акробатических движений – он не пользуется этой папкой, и именно это определяет его стиль.
И что? – спросите вы. Как все это поможет? Мне, что, надо вырезать карточки с элементами танца, рассортировать их по папкам и потом выбирать? Разумеется, нет. Но все-таки идея менее абсурдна и нереализуема, чем вы можете подумать. Она стоит за моей попыткой создания письменного языка для описания фигур сальсы. Я хочу упростить создание новых фигур, совершая манипуляции с составными частями. Но это в другой жизни, когда у меня будет много, очень много времени.
Мы ведь живем в эпоху информации. И карточки можно создавать, хранить и обновлять, пользуясь компьютером. Уже даже существуют компьютерные программы для хореографов. Все это реализуемо. Вам нужен хороший программист – и все. Так что кажущаяся безумной идея – далеко не абстрактна. Компьютер умеет по воле человека создавать новаторские вещи. И мы даже можем научить компьютер распознавать конкретный стиль танца и отличать его от другого (я сам работал с такой программой, все это правда!) Так что Ромео и Джульетта, виртуальные танцоры виртуального коллектива «SalsaRomantica», могли бы существовать и исполнять прекрасные танцы в виртуальной реальности.
Только вспомните, о чем я писал выше. Творить – это столько же изобретать, сколько и определять. И вот что я по этому поводу думаю. В безумной, гипотетической виртуальной системе танца было бы гораздо проще научить компьютер придумывать новые фигуры, чем создавать нечто, что соответствует уже существующему стилю. И вряд ли компьютер смог бы распознать действительно хорошую сальсу. А это очень многое говорит о том, что важнее для творчества, стиля и красоты как таковой – крушение правил или созидание в пределах допустимого.
Источник: www.salsaisgood.com , автор: Fabio Boschetti
Перевод: iDance
Фото: www.lynnettehoffman.com , www.dance-forums.com
Источник: iDance