Но перед тем как рассказать об этих инструментах, я расскажу о двух очень важных вещах: о мотиве и теме.
Мотив – это мельчайшая частичка танца. Это может быть один шаг или жест. Вообще говоря, мотив – это важнейшее, неотъемлемое движение танца. В танце несколько мотивов. Хореограф занимается их развитием, и это называется
мотив и развитие. Другие движения будут ставиться с учетом мотива, который закладывается в их основу.
Тема – это последовательность движений, которая остается одной и той же на протяжении всего танца. Однако тему можно изменять; это называется
тема и вариация. Танцевальная наука заимствовала этот термин у музыки, и мы используем его для обозначения примерно того же самого, что и в музыке. В танце существует много тем, и хореограф может расставлять их в разном порядке (например, тема 1, тема 2, тема 3), чтобы разнообразить танец и сделать его интереснее для зрителя. Также хореограф может сделать так, чтобы один танцор исполнял одну тему, другой в это же время – другую, а группа танцоров - третью. Эта восхитительная техника хореографии называется сопоставление (juxtaposition).
А вот какими инструментами можно еще управляться с хореографией (информация заимствована из замечательной книги «The Intimate Act of Choreography» Lynne Anne Blom and L. Tarin Chaplin, Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh Press, 1986)
Повторение (repetition) – повторяющийся мотив или фраза.
Ретроградность (retrograde) – исполнение мотива или фразы наоборот. Мотив или фраза начинается с конца и движения исполняются так, как если бы они демонстрировались на кинопленке, прокручиваемой обратно.
Инверсия (inversion) – изменение идеи движения так, что оно исполняется противоположной стороной тела.
Изменение размера (size) – сжатие или расширение движения.
Изменение темпа (tempo) – ускорение или замедление оригинального темпа или прекращение движения. Распространены ускорения и замедления вдвое и втрое. Вариации темпа могут склонить вас к изменению длины формации, однако старайтесь ее не менять.
Изменение ритма (rhythm) – внесение вариаций в ритм, а не в темп или продолжительность мотива или фразы. Попробуйте укоротить или удлинить временные интервалы, добавить синкопы.
Изменение качества (quality) – изменение качеств фразы. Например, если оригинальная фраза идет непрерывно, сделайте ее прерывистой.
Инструментовка (instrumentation) – исполнение движений другой частью тела или несколькими частями. Например, тело целиком совершает движение руки. Если танцует группа, один танцор может исполнять оригинал, а другие – вариации движения.
Изменение силы (force) – вариации мощности движения. Учтите, что должна изменяться только сила движения, а не его пространственная или временная характеристика.
Бэкграунд (background) – изменение положения тела и исполнение фразы. Например, падение на пол и исполнение оригинальной фразы. Если танцует группа, один танцор исполняет бэкграунд, а другие исполняют чистую фразу.
Стейджинг (staging) – исполнение мотива в другом месте сцены или исполнение после поворота на месте.
Украшение (ornamentation) – добавление движений рук, головы, тела к оригинальной фразе.
Дополнение (additive) – добавление прыжков, подъемов, поворотов к оригинальной фразе.
Добавление или вычет движений к фразе/из фразы (augmentation/demunition) - исполняется первое движение, затем исполняется первое и второе движение, затем исполняется первое, второе и третье движение, и так далее. Вычет – то же самое, только наоборот.
Дробление (fragmentation) – использование только одной части оригинала или нескольких частей для создания подобия оригинала, но не для его полного повторения. Например, исполнение части начала, части середины и самой концовки оригинала.
Комбинация (combination) – объединение во времени любых упомянутых выше приемов.
Это только немногие стандартные способы, при помощи которых хореографы манипулируют фразами и мотивами движения. Лучший способ понять их перед тем, как попробовать самому – это наблюдение за танцующими людьми «вживую» и по видео.
Когда вы будете готовы приступить к использованию инструментов хореографа, начните с пары-тройки мотивов и тем. Мне на моих уроках по введению в хореографию поначалу дали задание создать одну тему и разнообразить ее, используя все описанные выше приемы. Удивительно, сколько материала можно извлечь из одной простой темы, если использовать подход настоящего хореографа!
Источник: www.suit101.com , автор: Karen Dito
Перевод: iDance
Фото: www.lorinjohnson.com , www.cultureguide.gr
Источник: iDance