История Ламбады
Слово «ламбада» обозначает как ритм (смесь каримбо и меренге), так и танец, который объединяет в себе элементы форро (forró), самбы, меренге и maxixe (бразильского танца девятнадцатого века, имевшего огромный успех в Европе).
Так или иначе, ритм ламбады появился на Амазонке, позднее был переделан багийцами (они придумали степ и его разновидности)… а остальное – история! История ламбады очень интересна, потому что составлена она из множества современных сказок. Довольно сложно услышать одну и ту же историю ламбады от двух людей - каждый добавляет в нее что-то свое.
Мне посчастливилось танцевать в Бразилии задолго до того, как произошел бум так называемой Ламбады, и я могу проследить пришествие этого ритма к популярности и его упадок как в Бразилии, так и в других странах.
Занимаясь исследованиями, результаты которых отражены в этой статье, я побывал в Пара (этот второй крупнейший штат Бразилии, расположенный в северной части страны рядом с южными Карибскими островами, отличается особой культурой, кулинарией и танцеванием) и в других штатах вниз по северо-восточному побережью в Бразилии; и закончил свой путь в Багии.
Я начинаю свой рассказ.
Истоки - «Каримбо»
Во времена, когда Бразилия была португальской колонией (1500-1822 гг.) в северной части страны существовал популярный танец под названием каримбо. Он был очень чувственен и основывался на том, что женщина, кружась, старалась «накрыть» мужчину своими круглыми юбками. Играли барабаны, сделанные из стволов деревьев, специально обожженных огнем. Шло время, танец менялся, менялась и музыка. Из-за близости Карибских островов сказалось сильное влияние карибской музыкальной культуры, и даже сегодня мы можем почувствовать это, если послушаем карибские радиостанции в северных штатах Бразилии (например, в Амапе).Эта тесная связь произвела на свет некоторые новые ритмы - Sirimbó и Lari Lari; словом, танец каримбо в конечном итоге изменился так, что перестал быть на себя похож.
Каримбо
Через некоторое время местная радиостанция Белема (столица штата Пара) стала называть этот новый вид музыки «ударным ритмом» и «ритмами Ламбады» (Ламбада - слово местного наречия, обозначающее сильные ритмические удары музыки). Это последнее название «ламбада» очень всем понравилось и стало ассоциироваться с новым обликом старого танцевального стиля.
Тогда каримбо снова стал танцеваться парами; он очень напоминал меренге, но содержал большее количество кружений. В 1983 году мне случилось танцевать его в Белеме и Макапе (столица штата Амапа). Кроме того, я купил у парня, который называл себя Pinduca несколько пластинок каримбо; этот парень был очень известным певцом на севере Бразилии, и все считали, что именно он - настоящий отец Ламбады, хотя кроме севера страны его больше нигде не знали и не узнали.
Смешение металлической и электронной музыки Карибских островов вновь изменило облик каримбо, и музыка быстро распространилась по всему северо-восточному региону Бразилии (самые туристические места); только этот новый каримбо назывался уже ламбадой.
Ламбада из Багии - Первый Бум
Ламбада путешествовала по побережью и, наконец, достигла Багии (старейшего бразильского штата), где начала испытывать влияние танца форро (еще один старый бразильский стиль с акцентированным ритмом). Постепенно музыкальный размер ламбады стал 4/4, а не 2/2, как раньше; можно с уверенностью говорить, что именно тогда ламбада совершенно потеряла сходство со своим прародителем каримбо.
Ламбада танцевалась с согнутыми ногами, степы исполнялись из стороны в сторону и никогда - спереди назад. В моде были тесные юбки, и случилось так, что они начали ассоциироваться с ламбадой, а ламбада - с ними. До сих пор в некоторых местах (например, в «Lambar» - в ночном клубе города Сао Пауло) встречаются классические пары: дама в узкой юбке и мужчина в длинных брюках.
В годы распространения ламбады набирал популярность и Карнавал из Багии; ежегодно появлялся какой-нибудь новый стиль танца, только чтобы исчезнуть за год из-за низкой туристической активности. Так, за несколько лет до ламбады среди множества других танцев танцевались фрикоте и ти-ти-ти, о которых сегодня никто и не вспоминает.
Вместе с «Trio-eletricos» (большие передвижные платформы с громкоговорителями, на которых музыканты и поныне выступают во время Карнавала) ламбада стала распространяться по Багии и обустроилась в городе Порто Сегуро. Во время первого бума ламбады юго-восточный регион Бразилии (наиболее развитый экономически) относился к ритмам, которые приходили из Багии, с нескрываемым презрением (считалось, что все эти ритмы живут только летом и потом умирают).
Сейчас ходит сказка о том, что, якобы, в тридцатые годы двадцатого века танцевание ламбады было запрещено. Это не так. В действительности запрещен был танец Maxixe - за вызывающие тексты и откровенные движения. Ламбада же на пике своей популярности считалась многими непристойной потому, что эти «многие» вообще ничего не знали о танце и пытались высосать шумиху из пальца, превратить в порнографию чувственный, утонченный стиль. Самое смешное, что много лет спустя, уже в наше время, существуют действительно едва ли не порнографические танцы (например, «dança da garrafa»), и людей это нимало не волнует. Dança da garrafa - это танец, в котором женщина пытается приблизиться промежностью как можно ближе к стоящей бутылке так, чтобы не коснуться горлышка.
Хоть и не женщина, но dança da garrafa
Хотя все признавали, что ламбада - это настоящая лихорадка лета, до настоящего мирового признания ей было далеко. Многие первые ламбатерии (места, где танцуют ламбаду) не могли выжить в условиях зимнего оттока туристов и потому закрывались. Однако ламбада не умирала…
Международный Ритм
Пока в Бразилии ламбада боролась с зимой, у некоторых европейцев появились на нее планы.
Однажды в конце лета несколько французских бизнесменов приехали в Бразилию и купили музыкальные права на 300 композиций в стиле ламбада. Потом вернулись во Францию и организовали группу «Kaoma», вложив серьезную сумму в раскрутку. Так ламбада стала стилем, известным на весь мир, и достигла даже дальнего востока Японии, где осталась и по сей день.
Второй Бум
Мировая лихорадка ламбады была такой сильной, что случилось почти невозможное: она вернулась в Бразилию, и куда бы вы думали? - в тот самый экономически развитый юго-восточный регион, который ее ненавидел. Это возвращение изменило способ танцевания ламбады, и впервые за тридцать лет со времен «Биттлз» танцевать стали парами. То, что сегодня в Бразилии имеются тысячи школ бальных танцев, огромные сетевые конференции и десятки тысяч довольных танцоров - заслуга французов из «Kaoma» и их международного успеха.
Эту вторую волну я называю Вторым Бумом Ламбады. Событие это очень сильно повлияло на мировую культуру. Мало того, что молодые люди вновь стали танцевать парами - ламбада превратилась в международный феномен под названием Самба.
Забавная ирония этой истории в том, что самое известное в мире музыкальное произведение в стиле ламбады «Chorando se foi» («Она ушла в слезах») на самом деле - боливийского происхождения и называется «Llorando se fue» (то же самое). На обложке боливийского альбома с этой песней написано «Ламбада»; отсюда и вторая сказка: ламбада пошла из Боливии. Это тоже ошибка.
Перемены
Распространившись по миру, танец сильно изменился. Из-за того, что хороших танцоров ламбады не хватало для съемок фильмов и шоу, большинство профессионалов стали вносить в нее изменения. В ламбаду добавились кружения и степы, похожие на элементы джайва и ист-кост свинга, а также некоторые акробатические движения.
Ламбада игралась на всех радиостанциях, и некоторые музыканты (например, Sidney Magal и Fafá de Belém) в попытках следовать моде создавали настоящие хиты. Однако довольно скоро обнаруживалось, что их заинтересованность в ламбаде основана исключительно на старании заработать побольше денег. Такие музыканты быстро забывались.
Упадок и Новая Музыка
Спустя некоторое время многих композиторов ламбады стали забывать. Музыка и танец теряли свою силу, и миллионы фанатов по всему миру были перед этим беспомощны.
Некоторые танцоры начали смешивать ламбаду с другими музыкальными стилями, чтобы успеть в полной мере насладиться ею перед тем, как она навечно канет в Лету.
Музыка ламбады смешивалась с карибскими Soca, Merengue, Salsa и Zouk.
И однажды стало ясно, что танец ожил: восстановился былой стиль, в нем стало меньше акробатики и больше мягкости, нежности и контактности. К сожалению, как заявляют некоторые танцоры и педагоги (например, бразильский учитель Israel Szerman), сегодня почти во всей Бразилии танец меняет свое название на Zouk.
Но я спрашиваю себя: а правда ли к сожалению? Так или иначе, Zouk - это потомок или даже родной сын нашей любимой старой ламбады.
Для меня разговор о ламбаде проникнут философией. Главная цель, почему я делюсь этим текстом с вами - я хочу рассказать об истории, в которой мне посчастливилось жить, и рассказать правдиво, так, как она вершилась на самом деле.
Должно быть, счастливы люди страны с такой богатой культурой, что у каждого ее жителя есть собственный национальный ритм.
И, должно быть, еще счастливее люди, которые могут позаботиться о собственной культуре так, чтобы она не умерла никогда. Крепкие объятия, ламбадьерос и зукейрос!
Источник: www.danzalatina.co.nz, автор: Chico Peltier
Перевод: iDance
Фото: www.teccomm.de, www.bristolsalsa.co.uk , www2.uol.com.br, www.maria-brazil.org
Источник: iDance