- Почему ваш ансамбль называет «Жорга»?
- В 1996 году, когда я был, студентом меня заметила Хыникина Ольга Васильевна, руководитель центра «Радуга», пригласила поработать в ее студии. На тот момент я работал танцором в шоу-группе Гульнары Макиной, старался ставить танцы, и возможно тогда она меня приглядела и решила позвать к себе в студию. Я работал с вокальной группой «Тенериф», через год она предложила набрать группу детей уже для занятий танцами. С тех пор количество наших танцоров пополнилось и стало дружным коллективом. А почему ансамбль «Жорга»? Во-первых, это характер, стиль, почерк. «Жорга» означает «иноходец», для меня лошадь всегда являлось самым красивым и грациозным животным, ее походка, движения, красота тела. Наш ансамбль можно сравнить с дикой лошадью, олицетворением свободы. Конь для любого народа – это верный друг, сильный работник. Для меня лошадь является эталоном всего самого грациозного и эстетичного. И я стараюсь передать характер коня в своих постановках.
- На протяжении 15 лет вы продвигаете и развиваете танцевальное искусство в Актау, а сложен ли был этот путь?
- Это был трудный путь, изначально меня не принимали, возможно именно это стало внутренним стержнем к выполнению всех поставленных целей, своего рода жизненного кредо «Только вперед», чтобы доказать остальным и самому себе. Немало было и критики в мой адрес от хореографов старшего поколения, даже мой педагог, которая была главным руководителем ансамбля «Альтаир», она преподавала в колледже искусств и считала уровень моих постановок детсадовским, именно это стало стимулом к достижению цели. Мне очень повезло, меня всегда окружали люди, которые в первую очередь поверили в меня, это Юрий Владимирович Дирр, директор КДК им.Абая и Ольга Васильевна Хыникина.
- Как вы считаете со скольки лет можно отдавать детей в танцевальное искусство?
- Сейчас принимают детей с 2-3 лет, но я не могу разговаривать на профессиональном языке и научить можно с 7 лет. Я принимаю только с 7 лет, в этом возрасте организм ребенка подготовлен физически, ведь мы идем против природы, сама по себе хореография это шаг против природы. Это все равно, что учить заново ходить. Конечно, можно заниматься в более младшем возрасте, но это скорее будут комплексные занятия, в танец отдавать с 7 лет. А так профессиональные учреждения принимают детей с 10 лет, к этому времени ребенок готов не только физически, но и сознательно.
- А вы со скольки лет начали заниматься танцами?
- Но я не могу сказать точное число или время, но танцами занимаюсь всю жизнь, с малых лет, я помню, что в 4 классе я уже танцевал. Я родом из Шетпе, на тот момент наша область называлась Гурьевской, и центром являлся Атырау, и каждое выступление проходило именно в Атырау. Поэтому в 4 классе я уже выступал на сцене, но конечно эти танцы нельзя назвать профессионализмом, это было скорее увлечение. Вообще, что само по себе являлось танцем? Когда у тебя нет ни чешек, ни костюмов, и ты надеваешь вязаные носки и идешь на сцену, через это надо было пройти. Но уже в 7 классе у меня были ключи от нашего актового зала, т.е. я тогда уже работал как хореограф. Все начинается с детства, мне повезло, с сразу понял, кем я хочу быть. Заканчивая 9 класс, я сказал себе, что буду танцором, к моему счастью у нас в колледже искусств открылось хореографическое отделение, это был 1994 год. Как у нас обычно бывает в семьях, все собираются за ужином, и одним из главных вопросов является «на кого будешь поступать? », я как раз заканчивал 9 класс. Я сразу объявил родителям, что буду танцором. Отец не был, конечно, против, ведь если бы он не одобрял мои занятия танцами, он бы сразу запретил мне ими заниматься. Но он до конца не верил, что занимаясь этой профессией можно жить, кушать и быть счастливым. Я не могу сказать, что я везучий человек, но опять таки, в тот год, когда я поступал, вся моя семья была занята старшим братом, который собирался поступать в военное училище, а я молча сел в автобус, сдал все экзамены на отлично и поступил. На очередном семейном совете я объявил родителям что поступил, они конечно были удивлены, но и я не доучился. С первого курса у меня началась бурная творческая деятельность, я сразу вышел на сцену в шоу Гульнары Макиной, после начались гастроли, с 3 курса я уже работал в КДК им. Абая. Но с 2001 года и по сей день я постоянно езжу на подготовительные курсы в Алматинское хореографическое училище им. Селезнева. Это училище является одним из самых престижных в средней Азии и я в нем я получил высшее образование. Также я обучался в Академии искусств им. Ж. Темирбекова, месяц я обучался в посольстве Индии изучая индийский танец, месяц при посольстве Кореи изучая корейский танец и до сих пор езжу, ведь моя профессия требует постоянное самосовершенствование и развитие. Необходимо быть актуальным, через танец мы воспитываем молодежь и любые изменения в мире мы должны выразить через танец. Когда я выезжаю куда-либо, то первой моей покупкой всегда являются книги, после записи по работе и различные атрибуты для танца.
- Откуда вы черпаете вдохновение для новых постановок?
- Меня вдохновляют мои танцоры, этот миг, из всего можно черпать вдохновение. Люди, природа, изменения в мире, из всего этого, но это лишь одно. Самое главное для меня – это мои танцоры. Когда я вижу их упорство, каждодневный труд, которые ждут от меня большего, для них и появляется все новое и новое в моих постановках.
- На сегодняшний день, сколько человек в вашем ансамбле?
- Я не люблю в числах говорить, но нас много. У меня работают 6 педагогов, возраст наших танцоров с 7 до 28 лет. В старшем ансамбле, которые представляют коллектив 30 танцоров, средних 25 и подготовительная группа тоже около 25. Но это только действующий ансамбль, а есть еще школа танца.
- С какого вида танца начинали вы?
- Вообще если меня спросят, кто твой первый педагог, то я отвечу, что это индийские фильмы. Какие у нас на тот момент в поселке были специалисты, а индийские фильмы крутят буквально неделями. Тогда даже русским языком не особо владели, первый день просмотра фильма это эмоции, второй стараешься понять, на третий уже повторяешь движения за героями фильма. Так что я могу назвать их своими путеводителями в мир танца. Я начинал с индийских танцев, а потом я перешел на эстраду. Наш ансамбль эстрадного танца, но последние 5-6 лет, мы выступаем с нашими национальными танцами. Я сразу понял, что без своего традиционного танца – ты никто в мире танца, особенно за рубежом. Поэтому нужно знать свои истоки, больше 7 лет я изучал казахские танцы, историю казахского танца и мне опять-таки повезло, что я родился в ауле, и все традиции казахского народа я провел через себя, потому что вырос среди этого. За последние 6 лет мы открыли для себя 14 стран, в некоторых мы были даже несколько раз. Я могу сказать, что я счастливый человек, мне крупно повезло, со мной люди, которые всегда готовы меня поддержать, за мной команда, не только танцоры, также их родители и конечно мои родители, друзья, музыканты, костюмеры. Школа Серика Сариева – это школа не одного, троих человек, это огромная команда и именно благодаря ей, мы заявили о себе на весь мир.
Источник: sureed.moy.su
Фото из архива Серика Сариева