Обладателем гранта на реализацию творческого проекта стал студент факультета «Академия кино и телевидения» университета «Туран» Данияр Мусин.
В фильме были использованы, в том числе, и архивные материалы ОФ «Центр современной хореографии», собранные за последние 12 лет. Начиная с первых опытов Ж. Байдаралина, миссионерских усилий француженки П. Ноэль и чеха Й. Коцеурока, а также подвижнической работы по развитию нового танца отечественных хореографов Г. Адамовой и сестер Габбасовых, фильм наглядно демонстрирует рост техники танцовщиков, проявление индивидуальности хореографов.
За сорок минут экранного времени, зрители увидели результат непрерывных усилий пионеров современного танца, которые они совершали на протяжении более 20-летнего периода, имея перед собой одну цель - чтобы другой танец у нас был. Видеолетоись фильма показывает - современный танец, как культурный феномен в Казахстане сегодня есть.
Присутствующие в зале танцовщики и хореографы высоко оценили документальный фильм, подчеркнув, что это первый видеодокумент, рассказывающий об истории казахстанского современного танца. На просмотре документального фильма также присутствовали студенты творческих учебных заведений Алматы, а также почетные гости: художественный руководитель АХУ им. Селезнева М. Кадырова; главный балетмейстер ГАТОБ им. Абая Г. Туткибаева; заместитель директора Алматинского колледжа декоративно-прикладного искусства А. Мулдагалиева, декан факультета «Академия кино и телевидения» университета «Туран» Г. Нусупбекова, доцент М. Васильев и др.
Современный танец развивался силами немногих личностей, обнаруживших в себе смелость танцевать “по-другому”. Это хореограф Гульнара Адамова, основатель коллектива “Самрук”, сестры Габбасовы, иностранные менторы, преподавшие азы смелости и свободы, и другие артисты, вершившие историю современного танца в Казахстане.
Режиссер и оператор фильма Данияр Мусин в интервью газете “Новое поколение” рассказывает о своем проекте:
- Я воспитывался в творческой семье. Мама Флюра Мусина - балетный критик, получила образование в ГИТИС. Отец Мурат Мусин - кинематографист, окончил ВГИК, мастерскую Соловьева.
Разумеется, эта творческая атмосфера, которая царила в нашей семье, повлияла на меня.
В 12 лет я взял в руки камеру. Отец увлеченно преподавал мне первые уроки съемки и монтажа. Он часто выезжал на съемку “натуры” и нередко брал меня с собой. Я побывал на съемочных площадках крупных кинематографических проектов того времени. И я учился, набирался опыта...
И когда пришло время определиться с выбором профессии, я без раздумий выбрал операторское искусство.
Я поступил в Академию кино и телевидения на оператора. И уже сам пытался снимать. Во время учебы мы пробовали свои силы в создании игровых короткометражек.
Почему мой первый серьезный проект посвящен танцу? Опять же это семейное влияние. Моя мама, Флюра Мусина, директор Центра современной хореографии. Она проводит различные фестивали и мероприятия, призванные популяризировать современный танец в Казахстане. Операторскую летопись этих событий вел поначалу мой отец, потом оператор Маулен Бекенов. И, наконец, эта ответственность легла на мои плечи.
Идея снять фильм о танце появилась, когда я узнал о той возможности, которую дает Фонд Первого Президента молодым начинающим авторам. Это была возможность проявить себя в том, что у меня получается лучше всего, и заодно рассказать о сфере искусства - хореографии, которая была мне близка с самого детства.
Мне повезло - я получил грант фонда на съемки документального фильма и приступил к работе.
- Сколько времени ушло на создание картины?
- На самом деле, работа над созданием фильма началась более десяти лет назад. И начал ее не я, а мои предшественники. Я думаю, мне не было и десяти лет, когда люди уже снимали этот материал. Видеоматериалы, которые я использовал в фильме, собирались годами. Позже и я сам включился в работу - записывал самые важные вехи развития современного танца в Казахстане.
Какое-то количество материала мы досняли уже в процессе создания документального фильма. Оставалось только выбрать самое ценное.
- Какой временной отрезок охватывает ваш фильм?
- Современный танец в Казахстане начал активно развиваться с обретением независимости. Можно сказать, мы ровесники - я родился в 1991 году. Главная идея фильма заключалась в том, чтобы показать основные этапы развития направления и рассказать о людях, которые творили историю.
Те люди, что развивали отечественный современный танец, создавали основы, знакомы мне с детства. Это Гульмира и Гульнара Габбасовы и известный хореограф Гульнара Адамова, которая для меня всегда была просто тетей Гулей. Еще ребенком я ходил на все их постановки и был увлечен этим миром, еще даже когда не смотрел на него через объектив камеры. Наверное, мне было легче создавать этот фильм, учитывая, что я с детства впитал эту эстетику и видел, как ведется эта титаническая работа по оттачиванию мастерства.
- Расскажите о специфике съемок танца. Тяжело ли дается передача динамики, эмоций?
- Не все операторы умеют правильно снимать танец. Нужно уметь пропускать его через себя, слышать музыку и видеть акценты и мельчайшие нюансы. Танец необходимо чувствовать.
Общественный фонд “Центр современной хореографии” начал функционировать в 2002 году. Изначально фонд позиционировал себя как инструмент для развития современного танца в Центрально-Азиатском регионе, выводя на первое место образовательный аспект деятельности.
В 2006 году Центр современной хореографии провел I Центральноазиатский фестиваль современного танца.
В ближайших планах Центра современного танца - создание новой отдельной фестивальной ветви - конкурса кинотанца. Этот конкурс планируется проводить среди опытных и начинающих режиссеров на создание самого качественного и эффектного фильма о танце. Этот жанр имеет свою интересную специфику создания, свой изобразительный язык. И благодаря последним техническим новшествам в съемке в последние годы пользуется особым успехом во всем мире.
Источник: presidentfoundation.kz
www.np.kz