Подробнее об участии в конкурсе рассказала хореограф Гульзира Ашимова, обладатель награды “Почетный работник образования”, подготовившая двоих из семи победителей:
- В последнее время воспитанники училища активно участвуют в международных конкурсах. У нас очень много лауреатов.
Участие в конкурсе “Танцевальный Олимп” принесло нам семь наград. Для нашей школы это огромное достижение - занять столько призовых мест на европейском конкурсе. Четыре наших участника победили в номинации “Классический танец”. И три девочки - в номинации “Народный танец”, именно они произвели сильное впечатление на западного зрителя. В музыкальных композициях, под которые выступали девочки, звучали и домбра, и кобыз, и другие национальные инструменты. Специфические танцевальные движения, присущие только нашему народу, элементы - это настоящая экзотика для европейского зрителя.
Классический танец - это само собой разумеющееся, это общепринятая система, и вариации танца все знают наизусть, а вот наши народные танцы западный зритель увидел на этом конкурсе, можно сказать, впервые. Народный казахский танец на этом конкурсе до этого никто не представлял.
Посольство Казахстана в Германии оказало нам тогда неоценимую помощь. Делегация во главе с послом Нурланом Онжановым уделила участникам много внимания, встретила как родных.
Хочу поздравить своих коллег Буркитбаева, Бейсенову, Аубакирову и Медведева с победой их воспитанников.
- Я читала, что Васильев на конкурсе в Берлине отметил нашу хореографическую школу.
- Да, это так. В нашей школе преподают педагоги, которые обучались в хореографических училищах Москвы и Санкт-Петербурга, поэтому можно сказать, что мы переняли традиции русской балетной школы - учимся по классической системе Агриппины Яковлевны Вагановой, великого русского педагога. Наша школа является одной из сильнейших, не побоюсь таких слов, во всем Средне-Азиатском регионе.
Что отметили члены жюри в первую очередь? Удивительную пластику и мягкость женских рук в казахском танце. Редактор московского журнала “Балет” Уральская подошла и выразила восхищение: “Как вы, казахи, добиваетесь такой пластичности? Руки как будто плетут орнамент. Ваш национальный орнамент”. Они были этим просто потрясены.
Таким образом, все три девочки, участвовавшие в конкурсе, в номинации “Народный танец” завоевали призовые места. Отделение народного танца существует в нашем училище всего два года, а уже такой оглушительный успех. Казахстан увез все серебро этого конкурса в данной номинации.
все наши ученики талантливы. Среди них есть, конечно, и особо одаренные. Это наши звездочки - будущее отечественной хореографии - Жайна Баян, Айнур Султанкожаева, Балжан Нурпеисова, Серик Накыспеков, Бахтияр Адамжан. Все они победители различных международных конкурсов.
- Приезжающие из других стран специалисты обращают внимание в первую очередь на сильную технику наших танцоров. С помощью чего достигается такой результат? Строгость и дисциплина?
- Секрет профессиональной выучки наших танцоров заключается в том, что у нас восьмилетнее хореографическое образование. Наши ученики получают сильнейшую базу. И даже если потом их профессиональная карьера не складывается, они всегда могут заняться преподаванием, открыть собственную студию танца, потому что подготовка позволяет. Многие школы искусств и колледжи открыты нашими выпускниками.
Мы воспитываем своих учеников согласно балетным традициям. Дисциплина - это, конечно, в первую очередь. Мы воспитываем будущих артистов балета и добиваемся хороших результатов с помощью трудотерапии. Ученики заняты у нас с 8 утра до 8 вечера, и у них нет времени где-то болтаться, так как помимо хореографии они проходят общеобразовательные и музыкальные предметы. Кроме того, профессионально-сценическая практика, во время которой идет подготовка к концертам. График у нас жесткий, насыщенный.
- У воспитанников хореографического училища совсем нет детства.
- Да, это действительно так. Например, когда я беру первый класс, я сразу говорю своим ученикам, что их детство кончилось, и предупреждаю о тех нечеловеческих нагрузках, что ждут их в стенах нашего заведения. И знаете, не все остаются - некоторые не выдерживают. Но необходимо заметить, что дети очень стараются, так как танец - это прямо настоящая болезнь, он затягивает на всю жизнь. Мы танцуем под классическую музыку, а ничего гениальнее ее нет.
Это касается не только учеников, но и преподавателей. Несмотря на то, что условия у нас не самые лучшие, никто не уходит, не бросает балет. Хотя, надо сказать, что сейчас немало делается для улучшения условий, но до зарубежных нам еще далеко.
- Раньше все девочки мечтали стать балеринами. У современных детей есть интерес к балету?
- У молодого поколения совсем другие ценности, и нынешние дети мечтают совсем о другом. Интерес, конечно, слегка угас, но все, кто связывает сегодня свою жизнь с балетом, приходят к нам по любви. Девочки особенно приходят к нам с огромным желанием танцевать. Мальчики - это совсем другой разговор. В наше время желающих мало. Бывали случаи, когда мы ходили по школам, находили очень способных мальчиков и приглашали их к нам поступать, но они не приходили. И родители не отдавали. “Он - мужчина, будущий кормилец, а если займется с балетом, как он будет кормить семью?” Хотя я уверена, что среди них были потенциальные звезды балета. У нас глаз - алмаз, мы сразу видим перспективу развития талантов ребенка.
- Какие перспективы сегодня ожидают выпускника училища, например, обычного ученика, не успевшего еще добиться успеха или отличиться?
- Они продолжают профессиональное образование. На наше счастье, в Академии искусств имени Жургенова есть факультет хореографии. Многие выпускники, которые не могут себя реализовать в качестве артистов балета, поступают на режиссуру хореографии и на педагогический факультет. Становятся балетмейстерами. Перспективы сейчас хорошие, а вот раньше, когда не было факультета в академии, бывало, и судьбы ломались.
Сегодня на наших студентов большой спрос, ведь они подготовлены в различных направлениях. Есть у нас в Казахстане театр современного танца Гульнары Адамовой “Самрук”, Театр танца Болата Аюханова, театры оперы и балета, множество хореографических коллективов. Выпускники востребованы. И многих переманивают за рубеж.
На днях прошла первая научная исследовательская конференция по хореографическому искусству Казахстана, организованная преподавателями нашего училища. Участники из числа наших воспитанников поразили нас своими исследовательскими работами. И это не то, что дается в учебнике, они открыли какие-то новые пласты искусства. Я думаю, среди них есть будущие балетные критики, которых сейчас у нас в Казахстане так не хватает. Это направление у нас пока не развито.
Нынешний год является юбилейным для хореографического училища имени А. В. Селезнева. Единственному в Казахстане государственному хореографическому учебному заведению исполняется 75 лет. В этом году все мероприятия и выездные концерты посвящаются этой громкой дате.
А осенью на базе училища пройдет II Международный конкурс хореографических учебных заведений “Орлеу”, на который съедутся участники из многих стран мира.
Автор: Айгерим Бейсенбаева
Газета «Новое поколение»
Источник: http://www.np.kz/index.php?newsid=2959