Этот одноактный балет. Хореограф, заслуженный артист Грузинской ССР, кавалер Ордена Чести, основатель театра современного танца «Нью Джорджиан Балет» («Новый грузинский балет») Тамаз Вашакидзе посвятил всемирно известному танцовщику Джоржу Баланчину, перед искусством которого, по признанию маэстро, он преклоняется. Не случайно Вашакидзе – основоположник Международного фестиваля балетного искусства «Чабукиани – Баланчин...», обладатель специальной награды семьи Баланчина, учредитель Международного фонда популяризации балетного искусства имени Чабукиани – Баланчина.
Постановка осуществлена по инициативе Министерства культуры и информации РК и театра оперы и балета им. Абая. К сожалению, сам Тамаз Вашакидзе не смог приехать в Алматы, поэтому с танцовщиками работал его ассистент Денис Зайнтдинов.
Надо сказать, что первая постановка «Большого вальса» на музыку Иоганна Штрауса – впервые на родине Баланчина! – состоялась в январе 2004 года в Тбилисском государственном академическом театре оперы и балета им. З. Палиашвили в рамках «Вечера памяти Джорджа Баланчина», посвященного 100-летию великого соотечественника. Ведь настоящее имя Джорджа Баланчина – Георгий Мелитонович Баланчивадзе, и хотя он уроженец Грузии, судьба этого талантливого артиста связана с петербургской балетной традицией, восходящей к легендарному Мариусу Петипа.
Вскоре после революции Георгию, ученику школы Мариинского императорского театра, танцовщику кордебалета Государственного театра оперы и балета, вместе с друзьями разрешили выехать в гастрольную поездку на Запад, из которой, как не трудно догадаться, он не вернулся. Его имя «опарижил» прославленный авангардистский антрепренер Сергей Дягилев, приняв в свою труппу. Для Дягилева Баланчин поставил два балета – «Аполлон Мусагет» на музыку Стравинского и «Блудный сын» на музыку Прокофьева, которые до сих пор причисляют к шедеврам неоклассической хореографии.
В 30-е годы Баланчин перебрался в Соединенные Штаты, где и прошел самый длительный и блестящий период его деятельности. Баланчина называют создателем американского балета, величайшим балетмейстером ХХ века. Он был человеком новой формации, поэтому в своем творчестве исповедовал новую эстетику и новую этику: искусство как высокое развлечение, отказ от романтического пафоса, культ ремесла.
Творческое кредо Баланчина – «Видеть музыку, слышать танец» – постарался воплотить в «Большом вальсе» Тамаз Вашакидзе, который поистине «увидел» музыку. Необычно уже само начало балета – под звуки нестареющего вальса на темной сцене словно высвечиваются отдельные «картинки» – артисты воссоздают фрагменты балета Баланчина на музыку Штрауса. Как пояснил Денис Зайнтдинов, это была задумка балетмейстера, который хотел удлинить увертюру, чтобы зритель вошел в атмосферу спектакля. Чтобы музыка Штрауса встречала входящих в зал, а на сцене они видели словно бы фотографии из постановки Баланчина.
В этом балете, по словам исполнителя главной партии Поэта Фархада Буриева, «все воздушно, красиво, ведь балет рассчитан на ценителей классики». Как такового либретто в нем нет. По сути, это вальс о вальсе.
…Редкое время, когда дремлет притихший балетный зал, отдыхая от суеты, музыки и бесконечных танцевальных па. Лишь фотография – застывшие в стоп-кадре артисты – напоминает, что репетиционный зал – это жизненное пространство для того, кто стремится к совершенству в искусстве танца. В поисках вдохновения сюда приходит незнающий покоя Поэт. Он подходит к роялю. Стройный ряд черных и белых клавиш рождает в сознании художника поэтические образы. Еще миг – и клавиши оживают, превращаясь в стройных балерин и танцовщиков. На создание очередного шедевра Поэта вдохновляет Муза (Гульвира Курбанова), вовлекая его в танец. И вот уже музыка подхватывает, ведет Поэта – и рождаются лирические адажио, пронизанные солнечным светом, завораживающие вальсы, бравурные мазурки и польки. Романтический диалог Поэта и Музы сменяется задорным дуэтом Охотника и балерин-бабочек.
…Венчает действо общий танец, закруживший всех в ритме вечно молодого вальса.
По словам Дениса Зайнтдинова, ему очень легко работалось в Алматы.
– У вас замечательные танцовщики, умный кордебалет, которому не надо повторять что-то по нескольку раз, артисты все сразу схватывают. В этом плане вашему оперному театру очень повезло, потому что кордебалет – основа основ любого балетного спектакля. Замечательны и солисты – молодые, но уже достаточно опытные. И самое главное – они умеют вести себя на сцене, что сейчас достаточная редкость, держат образ, видно, что они просто живут происходящим, – сказал он.
Оригинально оформлена художником-постановщиком Станиславом Фесько сцена. Около 20 лет он является главным художником Екатеринбургского театра оперы и балета, но сам – уроженец Южного Казахстана, родился и вырос в Шымкенте. Для Фесько это не первая работа в нашем оперном театре – несколько лет назад он делал декорации к опере Джузеппе Верди «Травиата».
– В декорациях к этому спектаклю мне надо было как-то зрительно «показать» музыку, а это целая стихия, где есть и свет, и цвет, «и божество, и вдохновение…», – сказал он. – Что же касается Казахстана, то это моя родина, я очень люблю бывать здесь, ведь я приезжаю к себе домой.
На сцене нашего оперного театра в последнее время работали многие известные музыканты, танцовщики и балетмейстеры. Например, знаменитый петербургский хореограф Борис Эйфман поставил балеты «Красная Жизель» и «Анна Каренина», которые и сейчас идут в Алматы с большим успехом. Я прошу Фархада Буриева, танцующего ведущие партии и в этих спектаклях, сравнить хореографии Бориса Эйфмана и Тамаза Вашакидзе.
– Это совсем разные вещи! У Эйфмана – больше модерн, а «Большой вальс» – классическая постановка, где надо утрировать все движения, делать их «сказочными». Борис Эйфман приветствует реализм, знаете, как в кино, где все должно быть четко, выверено, там не надо никакой сказочности… Но при этом мне было интересно работать и с тем, и с другим постановщиком. И конечно, своим успехом спектакль во многом обязан дирижеру-постановщику Арману Уразгалиеву, который очень точно и тонко «соединяет» танцовщиков с мелодией великого Штрауса, признанного «короля вальса», поднявшего танцевальную музыку до симфонических вершин.
Автор - Елена БРУСИЛОВСКАЯ
Казахстанская Правда, 22.06.2012