Часто упускают из внимания роль миграции в Нью-Йорк пуэрториканцев (особенно в сороковых и пятидесятых годах двадцатого века) и кубинцев (особенно в шестидесятых) и смешение их родной музыки с афро-американским джазом, который сделал значительный вклад в развитие сальсы и ее мировое распространение. Корни музыки могут быть найдены на Кубе, но как вид популярного танца и музыки мамбо, ча-ча-ча и сальса – это северо-американские инновации, появившиеся благодаря латинской миграции в Северную Америку (Нью-Йорк) и перемешиванию музыкальных стилей со многих частей света (в особенности джаза).
История латинской музыки и танца, ставших популярными в Европе и Америке в двадцатом веке, восходит к восемнадцатому столетию. Однако на Кубе в девятнадцатом веке эти музыка и танец перенесли трансформацию, которая сделала их уникальными – и, хотя на формирование стилей повлияли и другие регионы Карибского бассейна, именно Куба считается местом их рождения.
К середине девятнадцатого века Куба стала культурным центром испанского мира и самой экономически благополучной из всех испанских колоний. На развитие уникального испанского стиля музыки повлияли несколько событий – британская оккупация Кубы (1762-1763), которая заставила испанское правительство снять вынужденные ограничения на свободную торговлю и объединения; восстание гаитянских рабов (1791-1804), приведшее к побегу на Кубу французских и испанских плантаторов острова Испаньола; создание сахарных плантаций эмигрантами; растущая потребность в рабах (после 1790 года завезли 86% рабов от всего их количества); традиционная готовность западных африканцев продавать своих врагов в рабство; кубинское восстание против рабовладельческого строя 1812 года; отмена рабства на Кубе в 1886 году и, наконец, американская военная оккупация Кубы с 1898 по 1904 год.
Однако самое значительное событие из всех, которые способствовали развитию музыки и танца, произошло в начале девятнадцатого века, когда испанские власти разрешили рабам организовывать «Cabillolos» (советы), которые первоначально состояли из людей африканских наций. У рабов появилась возможность сохранять свои традиции и смешивать их с испанскими и французскими культурными влияниями. С этого времени началось активное развитие музыкальной и танцевальной культуры, которое подарило нам дансон, затем сон, затем мамбо, ча-ча-ча и – сегодня – сальсу.
Появление мамбо, как мы знаем, датируется 1938 годом, когда Oresta Lopez сочинил дансон, который назвал «Мамбо». Он объединил дансон с африканскими ритмами улиц. Сам танец пришел с репетиций, на которых пары импровизировали со степами под новый ритм. В пятидесятых годах мамбо был популяризован как отдельный музыкальный жанр: именно тогда Перез Прадо первым начал продавать свою музыку под названием «мамбо». За ним последовали многие другие. Прадо провез музыку в Нью-Йорк через Мексику и по существу превратил ее в источник прибыли, переделав под запросы белой аудитории. Если вы послушаете музыку Прадо и сравните ее с музыкой других кубинских артистов того времени, то обнаружите, что в первой заметны множество влияний внекубинских традиций; и ей, по-моему, не хватает чувства. Однако необходимо иметь в виду, что Прадо был первым, кто распространил мамбо в Северной Америке и Европе.
Перез Прадо
По мере того, как танец и музыка мамбо развивались, музыканты экспериментировали с новыми ритмами и темпами: стиль подвергался едва заметным, но изменениям. Был создан тройной мамбо (достаньте Bei Mir Bist Du Schon/La Furiosa Jack’а Costanzo & Don’а Swain’а и вы узнаете, каким быстрым может быть ча-ча-ча!). Этот новый танец использовал кубинские сайд-степы. Шарканье ногой в этих степах сопровождалось звуком «ча-ча-ча». Arthur Murray (известный по Dance Studio) упростил танец тем, что выбросил одну «ча» и ввел 1, 2, 3, ча ча – ему казалось, такому степу будет легче научиться. Благодаря этому новшеству ча-ча стал более медленным и методичным.
В сопроводительных примечаниях к альбому Don’а Swan'а 1950 года « Mucho Cha Cha Cha» гласит: «Ча-ча-ча – это производная от двух латиноамериканских танцев: пуэрториканского Danzonette и кубинского дансона. Однако ча-ча-ча отделяет себя от всех других латинских танцев вокальной маркой: голоса поют в унисон без вибрато. Этот новый модный танец был создан и введен в обиход в США Minon’ом Mondajar’ом в 1949 году… Танцы чачача по движениям разнообразны, интересны и привлекательны… болеро ча-ча-ча, мамбо ча-ча-ча, дансон ча-ча-ча и может быть даже самба ча-ча-ча… медные духовые инструменты, струнные или язычковые используются мелодически и ритмически в противопоставление непрерывной работе латинской ритм-секции; унисонные голоса находятся на первом плане».
Новые стили музыки Северной Америки быстро подхватили, освоили и усовершенствовали оркестры чаранги на Кубе. В 1951 году кубинский скрипач Enrique Jorrin, считавший, что музыка пишется для того, чтобы танцевать под нее мог любой, изобрел ритм, который легко запоминался и был не слишком буйным. С этим ритмом и упрощенными степами Arthur’а Murray’я ча-ча, характерно «икающий» на четвертом такте, стал чрезвычайно популярным в ночных клубах танцем. Царствие его продолжалось вплоть до шестидесятых годов, когда ча-ча свергла с престола пачанга и после нее бугалу (смотрите клип Рикки Мартина «Livin' La Vida Loca» 1999 года). Примерно в это время диджеи ночных клубов стали выкрикивать «сальса, сальса». Живее! Живее! И сальса вошла в моду. Танец сальса относится к мамбо как рокабилли к рок-н-роллу. Сальса быстрее и драматичнее мамбо, к которому был добавлен еще один степ (a tap), чтобы танцор не выбивался из ритма.
Африканские ритмы пришли в кубинскую музыку от жителей Йорубы, Конго и других регионов, которых доставляли в страны Карибского бассейна в качестве рабов. Коренные жители использовали эти ритмы, чтобы вызывать своих божеств. Cabillolos до сих пор существуют на Кубе и хранят многочисленные ритмы, вызывающие две сотни разных африканских божеств. Слово мамбо означает «беседу с богами»; на Кубе мамбо называется священная песнь Конгос (кубинцев из племени банту). Музыка Конгос испытала на себе множество иностранных влияний и барабанный ритм мамбо в конечном итоге превратился в коктейль из банту, Испании и Йорубы. Соединенный с западным джазом, этот ритм обеспечил основу для создания мамбо и позже ча-ча-ча и сальсы.
На Гаити «мамбо» - это жрица Вуду, которая почитается деревенскими жителями как советчица, целительница, предсказательница, духовная наставница, заклинательница, изгоняющая духов и организаторша народных мероприятий. Овладейте танцем и вы – в «беседе с богами»!
Если знаешь о корнях мамбо и о том, что его исполняют в самой эротической и чувственной манере, не удивляешься, что в некоторых частях Кубы этот танец считают «diabolo», танцем дьявола. Что ж, спишем все на людское ханжество, которое ничего не значит. Но давайте честно признаемся: трусы мамбо, ча-ча-ча и сальсу не танцуют!
Источник: www.geosities.com/sd_au, автор: Paul F. Clifford
Перевод: iDance
Фото: www.tc-hanseatic.de, www.latinastereo.com, ballroom..rpi.edu
Графика: www.humnet.ucla.edu, www.havanaestudio.com.my
Источник: iDance