Об авторе: Кимберли Санчес – журналистка-фриленсерша, пишущая для «Los Angeles Times», «New York Newsday» и «Chicago Sun-Times».
Восьмое января. Перед тем, как начать терапию с Кэролин Хекман, пациенты снимают обувь. Потом закрывают глаза и начинают прислушиваться к телу. Некоторые прыгают, некоторые делают растяжку, другие стоят, скрестив руки, или топчут пол.
Хекман наблюдает. Когда все заканчивается, она начинает говорить о том, что увидела.
Такие они, танцевальные терапевты
Столетиями танец считался средством самовыражения, празднования жизни или ритуального исцеления. В наши дни танец общепризнан как средство решения проблем человека. Неважно, страдаете ли вы от сексуальной эксплуатации или булимии, рака груди или депрессии – сторонники танцевальной терапии утверждают, что она поможет вам жить более осознанно, повысит самооценку и придаст сил в борьбе с бедой.
«Движение – это целительная сила», - говорит Вивьен Марко Спейзер, профессор танцевальной терапии и председательница «Institute for Body, Mind and Spirituality» в университете Лесли в Массачусетсе. «Всем известно, что, когда двигаешься, чувствуешь себя лучше. Именно поэтому столько людей занимается физическими тренировками и заботится о своем теле».
Танцевальная терапия вышла на официальный уровень под покровительством психиатрических лечебниц во время Второй мировой войны, когда учитель танца Мэриан Чейс стала использовать движение, чтобы лечить ветеранов. В шестидесятых годах эта практика превратилась в отдельную профессию, а спустя десять лет Комиссия по психическому здоровью (Commission on Mental Health) президента Картера формально ее признала. Чуть позднее исследователи намерились обосновать эффективность танцевальной терапии документами, и она стала предметом научных работ, получающих государственное финансирование. Сейчас в Америке запущена первая докторская программа в этой области.
«Теперь мы живем в новом тысячелетии, и нам нужно улучшать стратегии, которые помогают сохранять здоровье людей», - говорит Марко Спейзер. «Танцевальная терапия здесь определенно к месту».
Согласно Американской Ассоциации Танцевальных Терапевтов, из-за того, что танец является базовым навыком коммуникации, он также и ценное средство терапии. Он используется для улучшения эмоционального, умственного, общественного и физического здоровья. Терапевты могут работать с группой или индивидуально с пациентом. Услуги танцевальной терапии сейчас предлагают центры медпомощи, тюрьмы, психиатрические службы и больницы. И вся суть танцевальной терапии заключается во взаимосвязи тела, разума и духа.
Танцтерапия под живую музыку
«В лечение вовлекается весь человек, а не только его слова, язык или мысли», - считает танцевальный терапевт Салли Л. Тотенбиер. «У нас есть язык, слова и мысли, которые приходят на ум вместе с движением. Но также у нас есть физическое движение с памятью и ассоциациями, которые возникают из самого движения. И таких слоев больше, чем кажется».
По сведениям ассоциации, в США на 2001 год практиковало около 1200 танцевальных терапевтов. Многие пациенты попадают к ним от своих лечащих врачей. Пользу от танцтерапии получают и те, у кого нет танцевального опыта или чувства ритма. Люди с ригидной психикой и трудностями в выражении чувств делают значительные успехи.
«Танцевальная терапия – это не танцевальная техника», - утверждает Хекман, которая также выступает с курсом танцтерапии в университете Вашингтона. «Вас никто не обязывает быть танцором. Это просто движение, а движение – это все, что угодно».
Общественное внимание к танцевальной терапии сосредоточено на области ее работы с пожилыми людьми. Исследование, проведенное ассоциацией танцевальных терапевтов в 1996 году, показало, что танец и двигательная терапия улучшают функциональные способности пожилых людей с неврологическими расстройствами в результате инсульта или травмы мозга. Участники, средний возраст которых составил 74 года, сообщили об улучшении настроения, качества общения, физических функций и повышении бодрости.
«Сложно найти кого-нибудь, кому танцевальная терапия не поможет по причине его характера или физических способностей», - говорит Тотенбиер. «Мы можем работать даже с теми, кто способен лишь двигать глазами и делать несложные жесты – и мы находим способы помочь таким людям, учим их использовать свои возможности, чтобы выразить эмоции или мысли».
Сама по себе, безо всяких врачей, Шэрон Догерти однажды обнаружила, что танцевальная терапия очень эффективна. Жертва инцеста, она организовала танцевально-театральную группу «Innermotion», состоящую из жертв сексуального насилия. «Innermotion» рассказывает истории посредством танца. Цель этого – внушить надежду в других жертв домогательств.
«Это помогает танцующим гораздо лучше, чем традиционная терапия», - считает Догерти. «“Innermotion” дает вам возможность собрать всю силу и весь дух, чтобы разделаться с проблемами».
Большинство людей, занимающихся танцтерапией – женщины, как и сами терапевты, но Тотенбиер считает, что занятия одинаково полезны людям всех возрастов и обоих полов. Танцевальная терапия может быть единственным средством лечения, либо сочетаться с традиционной терапией, когда слов оказывается недостаточно.
«Одно дело – поговорить о своих приступах гнева и сказать: “В следующий раз, когда я выйду из себя, я попробую вот это”», - говорит Тотенбиер. «И совсем другое – выразить гнев в движении. Так люди оказываются защищены сами от себя и могут свободно переживать свой гнев и все что угодно. Это другой уровень, это для многих людей очень важно».
Источник: www.danceokanagan.com , автор: Kimberly Sanchez
Перевод: iDance
Фото: www.sccadta.org ,kernersvillenews.com
Источник: iDance