Бхаратанатьям вполне заслуживает того, чтобы рассказ об этнических танцах начать именно с него - этот танец-театр, возраст которого перевалил за 5000 лет, является самым древним исторически задокументированным танцем в истории. Да и слово перестает звучать столь пугающе, если разобрать его на части и узнать их значение: «бха» (от «бхава) - эмоции, чувства; «ра» (от «рага») - музыка, мелодия; «та» (от «талам») - искусство ритма и «натьям» переводится как «танец».
Родиной этой смеси танца, музыки и театральной драмы, является Индия. Но индусы, разумеется, не сами придумали Бхаратанатьям, его сочинил бог Брахма, а затем безвозмездно передал людям. Люди такой подарок ценили, и даже на фресках храмов изображали дам, танцующих Бхаратанатьям. Кстати, далеко не каждая дама его и танцевать-то могла. И дело не в сложности, а, опять-таки, в сакральной сути - божественный танец танцевали только девадаси (жрицы, «служанки богов»).
В наши дни, ко всем плюсам цивилизации - фейсбуку и айподу, прибавляется еще и то, что танцевать Бхаратанатьям может каждый желающий - современный Брахма карает даже крайне паршивых танцоров.
Конечно, со времен жриц-танцовщиц многое изменилось, но существуют строгие каноны в пластике Бхаратанатьям, описанные в занимательном для любого русского человека трактате «Абхиная дарпана». Тем не менее, при всех строгих правилах и канонах, в наши дни существует шесть школ этого танца: Танджавур, Пандаллур, Майсур, Важувур, Мелаттур и Калакшетра. Простите.
Техника этого древнего танца состоит из так называемых адаву - поз и движений. Каждая адаву состоит из стханака (основная поза тела), чари (движения ног) и нритта хаста (жесты).
Кстати, Бхаратанатьям стал сценическим и вышел за пределы храмов не так давно, и во многом этому способствовала русская балерина. Знаменитая танцовщица Анна Павлова была вдохновительницей и музой Рукмини Деви Арундейл, которая, как и Кришна Айер, возродила в начале двадцатого века практически забытый храмовый танец, сделав его публичным.
Современный Бхаратанатьям включает в себя 9 эмоциональных позиций, которые передаются при помощи движений и мимики: любовь и ненависть, страх и героизм, радость и грусть, удивление, гнев и покой. Постигнув науку жестов в этом танце, можно «читать» целые рассказы, которые складывает танец. Но не все части Бхаратанатьям несут в себе какое-то повествование. Дело в том, что это не просто танец сам по себе, а целый цикл танцев, чередующихся в определенной последовательности.
Начинается Бхаратанатьям с аларипу («распускающийся бутон цветка»). Через танец его исполнитель преподносил цветы богу и просил у него благословения, чтобы танец удался. За аларипу следует джатисварам - танец, в котором танцор демонстрирует технику исполнения, чувство ритма, гибкость и силу тела. И аларипу и джатисварам называют «чистым танцем», в отличие от следующего за ними танце шабдам - здесь в танец вводится литература. Шабдам - танец-молитва, где танцовщица демонстрирует зрителям не только свое умение танцевать, но и актерское мастерство.
А вот следующий танец, варнам, как раз сочетает в себе и чистый танец, и речитатив, и танец лирический, и абхинаяй - танец-рассказ. Варнам является как бы центральным номером Бхаратанатьям. В основе варнам обычно лежит рассказ о любви простой индийской девушки к не менее простому и со всех сторон положительному соотечественнику. Танцевальный вариант индийского кино, только все роли исполняет танцовщица. Да и длится номер почти как полнометражный продукт Болливуда - около 40 минут.
Падам тоже посвящен любви. Но главным мотивом для него обычно служит увлекательный рассказ о любовных игрищах бога Кришны и его многочисленных поклонниц. О, как у них, у индийцев! Падам - танцевальный апогей страсти, эмоций и пантомимы.
Тиллана - следующий танец Бхаратанатьям, является чистой хореографией. Тут уже никаких пантомим и рассказов, тиллана - самый энергичный танец всего цикла, максимально показывающий танцевальные умения исполнителя. Он сопровождается песней, но весьма своеобразной - она полностью состоит из набора ничего не обозначающих звуков и слов. Тани-лани, вали-бали - разнообразные наборы звуков, цель которых подчеркнуть ритм композиции.
И последний танец Бхаратанатьям - шлокам. Танец, в котором танцовщица молится богам (наверное, благодарит их за то, что этот Бхаратанатьям наконец-то подходит к концу). Те же из зрителей, кто не успел уснуть, как это обычно происходит во время любованием классическим балетом, могут увидеть необязательный элемент - мангалам, «пожелание счастья». Если же и вы пока не уснули над этим повествованием, предлагаю перейти к более увлекательной части о том, какую пользу от древнего танца мы сможем извлечь для себя.
Если вы решили овладеть искусством Бхаратанатьям, то спешу вас огорчить (или, скорее, обрадовать): знающие люди утверждают, что в мире насчитывается не больше десятка танцоров, владеющих всеми тонкостями этого танца. Так что, если вы запишитесь на курсы, то постигните азы адаптированного для нас танца на основе Бхаратанатьям. С учетом того, что истинный Бхаратанатьям может длиться больше двух часов, а на изучение его канонов танцовщица может положить всю свою жизнь, это не так уж и плохо. Если же вы не хотите размениваться по мелочам, и решили постигнуть тонкое искусство истинного Бхаратанатьям, то держите краткую инструкцию:
«Входишь через ворота гопурам в танце алариппу, затем проходишь ардхамандапам в танце джатисварам, главную манадапу в шабдам, после чего попадаешь в главное святилище - танец Варнам. Это, то место, которое дает возможность исполнительнице проявить с помощью ритмов, мелодий и настроений главные религиозные чувства. В падам танец становится более прохладным и спокойным, это созерцание святилища с внешней стороны. В конце тиллана завершает все это движение по храму, словно финальное сожжение камфоры, сопровождаемое определенным шумом и суматохой».
Современная адаптация древнего танца, может быть, и потеряла свою божественную суть, но не утратила куда более важный для нас, не индийских женщин, момент - благотворное влияние на фигуру и здоровье женщины в целом. Да, Бхаратанатьям способен на многое: он делает фигуру более женственной, движения - грациозными, а так же, по мнению самих индусов, помогает справляться с эмоциями. Танец помогает контролировать свои чувства и дарит гармонию душе. Кроме того, как утверждают ученые, много лет прослеживающие влияние разнообразных танцев на человека, Бхаратанатьям и другие восточные танцы помогают держать в норме уровень гормонов и потому особо рекомендованы тем женщинам, которые подвержены гормональным сбоям.
Бхаратанатьям хорошо развивает мышцы живота и служит превосходной гимнастикой для поясницы, улучшает циркуляцию лимфы и кровотока, служит профилактикой варикозного расширения вен и сердечно-сосудистых заболеваний. В общем, для женщин - это то, что доктор прописал.
Психологи же, со своей стороны, утверждают, что восточные танцы раскрепощают и будят женское начало не хуже всяких новомодных стрип-пластик. Тем более, что последняя все же подразумевает определенную возрастную категорию, а Бхаратанатьям могут танцевать все, вне зависимости от комплекции, возраста, пола и прочих недостатков.
Так что, на вопрос: «Танцевать или не танцевать?» советую вам не откладывать и бхаратанатьямить по полной программе! Тем более что это красиво, интересно и полезно. Брахма танцевал и нам велел!
Источник: www.diets.ru