Александр рассказал порталу об уровне ИТ в Казахстане, о степени их популярности в России и поделился секретами успешного выступления на соревнованиях.
- Александр, как меняется техника алма-атинских танцоров?
- С каждым моим новым приездом прослеживается все более положительная динамика: кто действительно работает, имеет хорошие результаты. Ребята целый год отрабатывали бегиннерский уровень, никуда не спешили, и это правильно - они вышли на новый качественный уровень. Теперь можно сказать, что ирландские танцы в Казахстане есть, и есть на достойном уровне. Сейчас представители студии «Rival» ничем не хуже танцоров из России, среди них есть реальные претенденты на медали. На «анкомовском» феше, который пройдет в мае в Санкт-Петербурге, ваши танцоры будут выступать от имени нашей школы, потому что соревнования российские, и я думаю и надеюсь, что краснеть нам за них не придется (улыбается).
- А как в России обстоят дела с ИТ на сегодняшний день?
- Школ много, преподавателей полно, у всех разные подходы и разные уровни. Каждый учился, как мог, по записям, по кассетам, приглашали учителей, в общем, отовсюду и понемногу. В итоге все преподаватели самоучки и каждый сам по себе. Отсюда, с одной стороны, разнообразие, с другой – проблемы с договоренностью. Например, «Иридан» существует во множестве городов, но даже в Москве, в одной школе у всех преподавателей разные подходы. Зато у людей есть возможность выбора. Если раньше открытие школы было целым событием, то сейчас это уже никому не интересно. Сегодня, по сравнению с прошлыми годами, у нас немного уменьшилось количество желающих обучаться, но думаю, что это связано только с увеличением количества школ. Люди ищут то, что поближе к дому. Раньше нам даже не нужно было себя рекламировать, мы были одними из первых, «Иридан» вообще самая старая школа в Москве.
- Отрицательно относитесь к конкурентам?
- Если речь идет о школах-однодневках, то да. В ирландских танцах важно прорабатывать технику до мелочей, а не бежать впереди состава. Иначе проблемы будут – вещи, которым не было уделено должное внимание на начальном уровне, обязательно потом «вылезут» и будут мешать двигаться вперед. Сегодня даже студии есть, где представлены фитнес-программы с элементами ирландских танцев, степ-аэробика. Выглядит это забавно, там, конечно, мало что осталось похожего на танцы вообще. Раньше мы реагировали на такие вещи болезненно, теперь же понимаем, что это просто дань моде, никто серьезно к этому не относится. Хочется попрыгать – пусть прыгают.
- Мужчины в ирландских танцах – редкость?
- Они встречаются, но редко (улыбается). Сравните: в женских категориях в среднем по 150-200 человек, в мужских же – по 25-30. Разница минимум в пять раз! Движения у них немного разные, у девочек и мальчиков разный стиль, женский и мужской соответственно. Присутствует и разница в движениях. Скажем, на пальцах (пуантах) мальчики не танцуют. Везде есть свои нюансы, и если имеется неплохая физическая подготовка, пол в принципе не важен, успеха может добиться каждый - было бы желание!
- Сами с детства танцуете?
- Нет, с 19 лет. Это поздно. Майкл Флетли начал заниматься с десяти лет, и ему уже тогда говорили, что это поздновато. Обычно в ирландские танцы дети приходят лет с шести, на мировом чемпионате есть категория до девяти лет.
- Бывали ли случаи на соревнованиях, когда технически менее подкованные танцоры обходили своих более грамотных конкурентов?
- Конечно. Лично мне обидно, когда танцор с неидеальной техникой выигрывает более подготовленного. Такое случается, если человек, допустим, ярче одет и шире улыбается – иными словами, более харизматичный. Народу много, судья один. Танцует одновременно по двое-трое человек, сцена может быть глухая, и ударов просто не слышно. Вот в таких-то случаях танцор, не попавший в ритм, но имеющий ослепительную улыбку, занимает призовые места. Никто просто не услышал, что он не «выстучал» или не попал в музыку. Но все мы разные – кто-то более зажат, закомплексован, кто-то не привык широко улыбаться и т.п. – множество субъективных факторов играют здесь свою роль. Поэтому есть учителя, которые выпускают танцоров без чувства ритма – вдруг повезет? Как ставки делают. Иными словами, медали – совсем не гарантия мастерства и профессионализма.
- Участники соревнований относятся друг к другу как к конкурентам, или больше по-дружески?
- Зависит от возраста! Старшие относятся к фешам как к способу обмена опытом, знакомятся, ищут себе новых друзей, просто путешествуют. Они занимаются танцами для удовольствия, феш вряд ли как-то изменит их жизнь. Подростки и дети же чаще видят друг в друге конкурентов, у них больше амбиций, вся жизнь впереди и эти победы могут благоприятно сказаться на карьере танцора в дальнейшем. Бывали случаи, когда один «подрезает» или закрывает другого. Бывало, танцоры в рисунке сталкивались, в таких случаях обычно дают возможность перетанцевать. Тут уж кому как повезет, своеобразный экзамен, плюс, конечно, хорошая проверка на прочность. В любом случае, опыт выступления на соревнованиях еще никому не мешал, всегда интересно и здорово посмотреть, что умеют делать твои единомышленники. Поэтому желаю алма-атинским «иридансерам» больше медалек и новых положительных эмоций!
Автор - Марина Давыденко
Специально для art-dance.kz